Авто подробности «Парням насчитывают по 15 миллионов»: сотрудник автосалона рассказал, как таможня добирает утильсбор

«Парням насчитывают по 15 миллионов»: сотрудник автосалона рассказал, как таможня добирает утильсбор

Лично ему пришло требование вернуть за «параллельные» машины 700 тысяч рублей

История произошла в Саратове, однако описанные проблемы характерны для всей России

Бывшему сотруднику автосалона Hyundai и Kia Виктору (имя изменено) пришло требование Федеральной таможенной службы (ФТС) доплатить более 700 тысяч рублей утильсбора плюс пени за ввезенные в 2022–2023 годах автомобили. Виктор рассказывает, что автосалон был крупным дилером корейских марок и после начала СВО занимался параллельным импортом машин из Казахстана, используя сотрудников в качестве «дропов» или «гусей» — так на жаргоне называют посредников при ввозе автомобилей параллельным импортом. Хотя до августа 2023 года ограничений на ввоз физлицами не было, постфактум ФТС посчитала такой импорт коммерческим и потребовала доплатить по 175 тысяч рублей за каждую из четырех ввезенных Kia и Hyundai, изначально оформленных на Виктора. Эта история произошла в Саратове, но она — один из многих примеров того, как таможня сейчас взыскивает недостающие платежи с импортеров и/или владельцев «параллельных» автомобилей.

В чём смысл ввоза автомобиля через «гусей»

Виктор рассказывает, что после ухода корейских марок из России его компания перешла на их покупку у официальных дилеров в Казахстане. Однако сделать это напрямую через юрлицо было невозможно из-за ограничений, которые накладывают корейские компании на продавцов в соседнем государстве. Поэтому автомобиль изначально покупался гражданином Казахстана и продавался физлицу с российским паспортом — «гусю». По словам Виктора, некоторые фирмы использовали сторонних перекупщиков, но компания, в которой он работал, предпочитала ставить машины на сотрудников. Это позволяло экономить на утилизационном сборе, который при ввозе частным лицом составлял 3,4 тысячи рублей, а для юрлиц (до августа 2023 года) — 178,4 тысячи рублей в случае с машинами, двигатели которых имели объем 1–2 литра.

Именно эту схему ввоза искоренили в августе 2023 года, когда помимо общего увеличения утильсбора ограничили количество автомобилей, которые может ввозить частное лицо — не более одного в год. В случае перепродажи такой машины обязанность по оплате повышенного утильсбора теперь лежит на новом владельце. Однако до августа такое разграничение не действовало, поэтому доплату вменили Виктору, как импортеру всех четырех машин.

Kia Sportage c 2-литровым мотором и автоматом стоит в Казахстане от 13,9 млн тенге (2,9 млн рублей). В России его цена ближе к 4 млн рублей

По словам Виктора, в момент ввоза машин не было ограничений на их количество, поэтому схемой пользовались повсеместно:

— Если у вас машина, ввезенная параллельным импортом из Казахстана, почти в ста процентах случаев ее первоначально регистрировали на физлицо, — объясняет Виктор. — После некоторые компании ставили автомобиль на себя, как на «юриков», а наш дилер продолжал работать с физлицами. Четких ограничений количества ввезенных машин не было, говорили, вроде, можно ввозить две-три машины, а у меня получилось четыре, может быть, поэтому я привлек внимание ФТС. Они через базу ГИБДД проверили, что машины больше не стоят на учете на мое имя, и решили взыскать разницу в утильсборе.

«Мы выбрали неправильную тактику»

В августе 2023 года ФТС инициировала так называемую камеральную проверку в отношении Виктора, о которой он узнал, получив судебный приказ о необходимости доплатить 700 тысяч рублей плюс пени. Этот приказ он отменил, и тогда ФТС обратилась в районный суд, который вынес решение в пользу ведомства. Виктор попытался бороться и апеллировал в областном суде Саратовской области, но решение устояло и там.

— Мой юрист, думаю, выбрал неправильную тактику, и пытался развалить дело по процессуальным признакам, давил на то, что я не был уведомлен о проведении в отношении меня камеральной проверки, — поясняет Виктор. — Но суд не принял такие аргументы.

В суде ФТС аргументировала свою позицию следующим образом, цитируем: «Количество ввезенных транспортных средств с августа 2022 года по сентябрь 2023 года превышает общепринятые потребности одного гражданина или семьи. Периодичность приобретения и ввоза транспортных средств вызывает сомнение в их предназначении для личного пользования. Таким образом, таможней установлен факт нарушения действующего законодательства, а именно: плательщиком указана недостоверная цель ввоза транспортных средств на территорию Российской Федерации».

Виктор добавляет, что все сотрудники автосалона в качестве цели ввоза указывали: «Для личного пользования».

«Можно сразу подавать на банкротство»

Виктор уволился из автосалона еще в 2023 году и, говорит, их отношения испортились, поэтому он не мог обратиться к руководству с просьбой о помощи.

— Может быть, в суде можно было напирать на то, что я выполнял работу, был трудоустроен, и автосалон также несет часть ответственности. Но мой юрист заверил меня, что мы легко выиграем дело, а сам я не очень разбирался в юридических тонкостях. Хотя позиция автосалона, безусловно, в этой ситуации циничная.

Автосалон не платил вообще ничего: ни налогов, ни сборов, перекладывая всю ответственность на сотрудников.

Однако перспектив бороться дальше нет, и Виктор говорит, что хочет взять кредит, расплатиться по долгам и поскорее забыть о ситуации:

— Начисление пени приостанавливается на момент судебных разбирательств, но сейчас, после вступления в силу решения областного суда, мне начисляют что-то в районе полутора тысяч в день, поэтому, думаю, лучше заплатить, — говорит он. — Всего получается около 800 тысяч рублей. Таких ситуаций очень много: некоторым из парней пришли требования доплатить 15 миллионов рублей, но это в каком-то смысле даже проще: можно сразу подавать на банкротство.

В зоне риска — и владельцы «параллельных» машин

Владельцы машин, ввезенных до августа 2023 года, могут не волноваться насчет утильсбора: его начисляют импортерам. Однако для более поздних машин обязанность доплачивать разницу в утильсборе лежит на владельце автомобиля. И утильсбор не является единственной зоной риска: ранее мы рассказывали, что ФТС вправе взыскивать всю разницу в НДС, таможенных пошлинах и акцизах, а также пересчитывать платежи в случае занижения таможенной стоимости.

Срок исковой давности по таким делам составляет три года, в течение которых ФТС может потребовать у автовладельца доплату, а в случае отказа — обратиться в суд и добиться приостановки регистрации автомобиля. Лев Воропаев считает, что эта практика будет применяться избирательно, но достаточно регулярно:

— По-хорошему, ФТС должна сначала уведомить владельца о необходимости погасить долг, но я подозреваю, что они будут уведомлять человека, который ввез автомобиль. А новый владелец, вероятно, даже не узнает об этом, пока у машины не приостановят регистрацию, — говорит Лев Воропаев.

В качестве дополнительной меры правительство ввело с 1 апреля 2024 года новые правила исчисления утилизационного сбора, к которому теперь сразу плюсуют всю разницу в пошлинах, НДС и акцизах, если машина была растаможена по условной «киргизской» схеме. А ситуации, подобные описанной выше, не редкость: недавно мы писали про пенсионерку, которой предъявили доплату в 2,7 млн рублей за машины, импортированные ее внуком. Эксперты неоднократно предупреждали о рисках ввоза автомобилей с «льготной растаможкой».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления