Ёксперты ћинпросвещени€ придумали, как защитить школьников от них самих. Ќо не все советы одинаково полезны
Ёксперты ћинпросвещени€ придумали, как защитить школьников от них самих. Ќо не все советы одинаково полезны

 аждый раз, когда истории о трудных подростках взрывают новостную повестку, взрослые хватаютс€ за голову и начинают искать виноватых. Ќередко крайней становитс€ школа — куда, мол, смотрели учител€, прежде чем подросток совершил попытку самоубийства или напал на своих одноклассников.  ак боротьс€ с шутингами, в ћинистерстве просвещени€ пока не придумали — официальную методичку дл€ педагогов планируют выпустить только в 2021 году, но мы уже писали, на что обратить внимание пр€мо сейчас.

ј вот рекомендации по борьбе с суицидальным и асоциальным поведением подростков дл€ учителей уже подготовили. ¬от они. 

ћетодичку выпустило специальное научное учреждение, которое разрабатывает материалы дл€ ћинпросвещени€ — по ним желательно работать всем педагогам страны. ¬о многих городах дл€ педагогов уже прошли семинары о том, как ее примен€ть на практике. ¬ методичке перечислены риски суицида — симптомы, после которых надо насторожитьс€: резкое снижение успеваемости и изменение поведени€, зат€жное подавленное настроение, раздражительность, разговоры или намеки о желании умереть. — тем, что к такому набору характеристик стоит относитьс€ с настороженностью, наши эксперты согласны.

— Ёто внешние симптомы, которые может увидеть педагог или ему могут сказать сами дети. Ќапример, что кто-то часто залезает на крышу. Ёто то, что можно диагностировать не специалисту. Ёто может быть звоночком, чтобы сказать родител€м. ”читель видит ребенка вне дома, часто видит такую его оборотную сторону, которую родители могут не замечать. ѕедагоги не имеют серьезной подготовки, чтобы заниматьс€ этим вплотную дальше, поэтому, когда вид€т такие симптомы, они должны сигнализировать, чтобы дальше этим могли заниматьс€ профильные специалисты, — считает детский психолог ѕолина «елексон.

ќна объ€сн€ет, что учитель об€зан св€затьс€ с родител€ми — по закону даже психолог не имеет права разговаривать с ребенком без согласи€ законных представителей. ј ведь при риске суицида помощь такого специалиста необходима.

 ого бо€тьс€: панки, гопники, киты

Ќова€ методичка пронизана идеей контрол€, котора€ перемещаетс€ и на родителей. ѕедагогов предупреждают: в опасности дети, попавшие под вли€ние деструктивных молодежных течений. ј потом рассказывают о том, какие именно группы считать асоциальными и деструктивными. Ёто:

  • радикальные группы подростков, отвергающие общеприн€тые правила и нормы и стрем€щиес€ к тотальному изменению существующих пор€дков;
  • анархонигилистические (панки, экстремисты);
  • нонконформные (протестные) группы;
  • криминальные группировки (гопники) и традиционные соседские группы подростков (дворовые компании).

ѕсихологи говор€т, что этот список неактуален.

— Ёто такой привет из 90-х, когда соседские группы были криминализированы. Ќа самом деле в нашей реальности практически нет соседских групп подростков. Ёто свидетельствует, что взрослые, которые составл€ли эту методичку, отстают от современной культуры. ƒворовых компаний не существует, панки тоже ушли в прошлое, — полагает ѕолина «елексон.

 ого действительно нужно бо€тьс€, так это субкультуры ј.”.≈. — она актуальна и очевидно деструктивна, уверены эксперты. “юремные законы, жестка€ уголовна€ мораль. ѕсихоаналитик ≈вгений Ўорыгин называет еще одно тревожное движение — «по€сни за шмот». —убкультуризаци€ в этом случае формируетс€ вокруг брендов, а не вокруг музыки или неких идей. »з-за поддельной вещи подросток может стать не только объектом травли, но и быть избитым. 

ѕсихологи вид€т в методичке приветы из 90-х, которые к реальной жизни современных подростков не имеют отношени€
ѕсихологи вид€т в методичке приветы из 90-х, которые к реальной жизни современных подростков не имеют отношени€

ќтдельно в методичке речь идет об интернете. «а школьниками предлагают тщательно следить. –екомендаци€ не нова: после скандалов с суицидальной игрой в соцсет€х родител€м и педагогам посто€нно советуют изучать детские странички.

— Ѕезусловно, сообщество «—иний кит» тоже деструктивно, но оно было создано взрослыми. Ёта истори€ нас многому научила, но рекомендаци€ отслеживать поведение ребенка в интернете говорит скорее о беспомощности взрослых. ѕо факту многие дети пользуютс€ интернетом лучше взрослых, поэтому к подростковому возрасту их контролировать становитс€ уже невозможно, — объ€сн€ет «елексон.

ѕсихологи считают, что контроль допустим, но не со стороны педагогов, а со стороны родителей. ѕричем это нельз€ делать насильно, заставл€€ подростка. Ќужен высокий уровень довери€ с ребенком — чтобы он не бо€лс€ показывать свои соцсети, добавл€ть родителей в друзь€.

–ебенок не об€зан быть позитивным

„тобы избежать суицидальных настроений у подростков, педагогам рекомендуют насыщать их жизнь €ркими событи€ми и контролировать пользование интернет-ресурсами. Ќо психологи считают, что активна€ социальна€ жизнь и участие в творческих конкурсах подход€т далеко не всем.

— Ёто така€ идеальна€ картинка, которую хот€т видеть взрослые про идеальную жизнь подростка: очень социально активный, позитивно настроенный, оптимистичный. ƒай бог 25% подростков имеют такой настрой. ≈сть большой слой подростков, дл€ которых важно уединение, у них нет потребности в общении. Ќо при этом важно, чтобы у них были устойчивые социальные св€зи. ≈сли у общительного подростка друзей может быть 10–12, то у более закрытого их может быть два или один, — объ€сн€ет ѕолина «елексон.

ƒалеко не всем подросткам подходит «активно-позитивный» образ жизни
ƒалеко не всем подросткам подходит «активно-позитивный» образ жизни

јвторы документа создают некую идеальную модель, которой подросток должен соответствовать: участвовать в социальных и творческих проектах, иметь хобби, хорошо учитьс€ и не переживать из-за несчастной любви. —емь€ и школа при этом станов€тс€ надзорными органами, которые посто€нно провер€ют ребенка на соответствие этой модели. » если не соответствует — записывают в проблемные: с суицидальными рисками или асоциальным поведением.

— ¬нешнее давление может только вызвать еще больший внутренний конфликт и протест. ƒавление может привести к реактивной сепарации — побеги из дома, в частности. »сследовани€, которые € проводил в школах, показали, что уход из дома подростков, как правило, св€зан именно с отношени€ми в семье, с высокими требовани€ми, — объ€сн€ет психоаналитик ≈вгений Ўорыгин.

”ход из дома — это как раз реальный риск того, что в будущем подросток покончит с собой. ќн еще не умеет справл€тьс€ с давлением и эмоци€ми.

— ѕоводы дл€ суицида могут быть внешне очень разными. ≈сть много исследований, св€занных с анализом неудачных попыток и предсмертных записок. ¬се они говор€т, что поводом были поверхностные истории, но реальной причиной было то, что ребенок чувствовал нарушение социальных св€зей внутри семьи. ѕодросток должен чувствовать себ€ любимым, каким бы он ни был: не сдавшим ≈√Ё, пришедшим пь€ным. ≈го поругают, но его все равно люб€т. ≈сли этого нет — тут и правда велик риск суицида, — убеждена «елексон.

“о есть ответственность за социальные св€зи не надо перекладывать на школу и товарищей — близкие отношени€ должны быть в первую очередь в семье.

— ќчень важно, чтобы была возможность диалога с ребенком, чтобы взрослый мог говорить ему о своих беспокойствах, обсуждать. «ачастую то, что мы видим, — это в первую очередь результат замалчивани€ родител€ми проблем и своих эмоций. –одители не могут, не умеют говорить с ребенком и начинаетс€ поиск третьего — школы, психолога, соцработника, — утверждает Ўорыгин.

—ейчас у родителей очень высока€ тревожность из-за большого количества информации, поэтому любое отклонение от некой идеальной нормы воспринимаетс€ как трагеди€, резюмирует психоаналитик. —овет родител€м эксперты дают только один: принимать ребенка и с самого раннего возраста устанавливать доверительные отношени€, прислушива€сь к детским тревогам и проблемам. ќ своем беспокойстве тоже имеет смысл рассказывать — это сработает лучше, чем пр€мой запрет. ѕодробнее о том, как родител€м вести себ€ с подростками, нам рассказал психиатр. ј в этом материале можно прочитать, как обезопасить ребенка в интернете, не испортив с ним отношени€.