Работа Пять навыков, которым не учат в вузе

Пять навыков, которым не учат в вузе

Работодатели отмечают, что сегодня молодые специалисты в лучшем случае имеют лишь теоретические знания, но совершенно лишены элементарных навыков командной работы, обработки информации и грамотного изложения своих мыслей. Чему не могут научить студента в вузе и что с этим делать, читайте в материале нашего сайта.

Это пугающее общение

Удивительно, но большинство компаний отмечают, что молодые сотрудники напрочь лишены навыков элементарного человеческого общения. Вчерашние выпускники нередко впадают в ступор и не могут связать двух слов, когда необходимо всего лишь позвонить клиенту.

«Вот уже год я работаю в стоматологической клинике маркетологом, и в силу рабочей необходимости мне приходится много общаться с менеджерами, руководителями отделов и собственниками бизнеса, – говорит менеджер по маркетингу и PR «Аполлония Дентал Клиник» Алла Калинина. – И в глаза бросается один факт – молодые специалисты совершенно не умеют общаться. Они испытывают панический страх, когда нужно написать пару предложений о своей услуге простым «человеческим» языком. Я уже молчу об умении презентовать себя на конференции или на бизнес-мероприятии. В век информационных технологий не роботы и компьютеры решают, с кем сотрудничать, а потенциальные партнеры – люди».

Как отмечают эксперты, такая ситуация наблюдается практически во всех профессиональных сферах. Даже управленцы нередко считают, что говорить просто о сложном – это задача исключительно журналиста.

«Однако когда целевая аудитория их не понимает, а значит, не покупает их товар или услугу, очень расстраиваются, – говорит Алла Калинина. – Какой здесь можно найти выход? Практические упражнения на последнем курсе вуза: участие в конференциях, тренинги нетворкинга и самопрезентации. Вот тогда эффективность работы каждого молодого специалиста возрастет в разы».

Практический опыт

Отсутствие элементарного практического опыта – вторая проблема, с которой сталкиваются компании, принимая на работу молодого сотрудника. При этом работодатели отмечают слишком завышенные амбиции, необоснованно вызванные наличием одного лишь диплома, и нежелание работать.

«В разных специальностях необходимы разные навыки, которым не учат в вузах, – говорит старший партнер консалтинговой группы TCG Олег Макаров. – Но я расскажу один анекдот, который ясно показывает общую тенденцию. Выпускник вуза после серии собеседований устроился на работу в сеть супермаркетов. И вот настал первый рабочий день. Начальник вывел его во двор, дал метлу и сказал: "Начнем с того, что ты подметешь здесь все". Выпускник возмутился: "Да вы что?! У меня высшее образование! Я дипломированный специалист по коммерческой недвижимости!" Начальник вздохнул и сказал: "А, точно, как я забыл! Давай метлу, покажу, как подметать"».

«Получая образование в вузе, среднестатистический выпускник выходит на порог новой жизни с «короной неадекватности» после пяти лет обучения, – говорит HR-директор «Бизнес молодость» Зулия Лоикова. – Что это такое? Это завышенные ожидания из-за отсутствия практического опыта, теоретические знания, не подкрепленные реальной практикой, так как чаще всего студент не имел опыта работы вообще. Неадекватность стачивается после нескольких месяцев неудачного поиска работы, а может оставаться еще долгое время, пока картина мира не треснет по швам. В школе и вузах дают знания, но не учат тому, как в реальной жизни эти знания применять».

Командное взаимодействие

Третий навык, которого лишено большинство вчерашних выпускников, – это умение работать в команде и способность выстраивать межличностные отношения.

«В первую очередь для успешной самореализации важно развивать такие личные качества как коммуникабельность, выстраивание командного взаимодействия внутри коллектива, а также учиться работе со временем (дедлайнами), – говорит Зулия Лоикова. – Такие навыки особо критичны в бизнес-среде и являются ключевыми в самореализации. Например, в бизнес-школе можно научиться командной работе, ответственности за результат выполненной работы, а также работе в группе над определенной научной или прикладной задачей. Даже если кто-то из группы не успевает подготовиться к своему блоку, ответственность лежит на всей группе, поэтому вырабатывается механизм оптимального решения и совместной ответственности. На мой взгляд, было бы неплохо внедрить подобный практикум в вузах. Это позволит студенту окунуться в реальную рабочую ситуацию или задачу той или иной компании, даст возможность натренировать свои навыки управления рабочим и личным временем, выстроить позитивное взаимодействие внутри компании, научиться работать в команде, ставить задачи в проектной группе и делегировать в реальном бизнес-кейсе. В моей практике работы в финансовом секторе мы организовывали стажировки для узких специальностей с третьего по пятый курс. Таких специалистов было сложно найти на рынке, поэтому мы стратегически шли в вузы и отбирали наиболее успешных студентов для стажировок внутри компании. К концу пятого курса мы получали подготовленных к нашим трудовым реалиям и кейсам отличных работников, понимающих стандарты работы компании, внутренние коммуникации, задачи и возможные способы решения».

Работа с информацией

Умение ясно доносить свои мысли до собеседника и работать с большим количеством информационных потоков, увы, тоже является проблемой современного общества.

«Существуют некоторые прописные истины: успешный сотрудник должен уметь читать, писать и упаковывать свои мысли, – говорит Зулия Лоикова. – Уметь доносить суть четко, лаконично и понятно для разной аудитории, устно, письменно и при помощи презентаций. Одним словом, успешный сотрудник должен научиться работать с информационными потоками. Информацию можно найти на любую тему в Интернете, но кроме этого необходимо ее «переварить», отделяя важное от второстепенного. А главное – нужно уметь транслировать свои мысли понятным образом для своей целевой аудитории».

Предпринимательский подход

Для работодателя не менее ценно и такое качество в сотрудниках, как предпринимательский подход в решении задач компании и своих компетенций. Как отмечают эксперты, большинству компаний сегодня нужен некий человек-трансформатор, который при получении исходных данных сможет оперативно их обработать и принести результат в денежном выражении. Именно поэтому для реализации себя в работе необходимо иметь базовые навыки из области психологии, маркетинга, менеджмента, стратегии, экономики и проектной деятельности.

«Обладая двадцатилетним опытом преподавания в российских вузах, могу с уверенностью утверждать, что в наших вузах практически нигде не уделяется внимание техникам креативности для поиска нестандартных решений, убеждающей коммуникации и управлению сложными ситуациями (изменениями, конфликтами, стресс-менеджменту), – говорит директор по обучению и развитию персонала страховой компании «Согласие» Наталия Ечкалова. – Хотя именно эти навыки очень нужны молодым специалистам, когда они приходят в мир бизнеса. Корпоративные университеты стараются исправить положение, обучая вышеназванным компетенциям внутри компаний, но их ресурсов не всегда бывает достаточно, чтобы помочь всем молодым специалистам».

К сожалению, часто молодые люди покидают свое первое место работы разочарованными и пытаются самостоятельно заняться самообразованием в требуемых развития компетенциях.

«Выход из этой ситуации заключается в частно-государственном партнерстве между вузом и компанией, когда бизнес может сделать конкретный заказ на специалистов вузу и помочь с развитием недостающих студентам компетенций, – резюмирует Наталия Ечкалова. – Во-вторых, компании должны выстраивать многоуровневые системы наставничества, если они серьезно хотят привлечь и удержать молодых специалистов. В-третьих, сами студенты должны заниматься не только по вузовской программе, но и помнить о том, что в современном, постоянно изменяющемся мире нужно заниматься саморазвитием. Необходимо искать новое и выходить из зоны комфорта».

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем