Статистика угонов и признания угонщиков показывают: времени для угона обычной машины требуется немного – 30 секунд. Если машина дорогая и защищена хитроумными противоугонными системами, повозиться придется дольше. Но все равно в пределах 5 минут вскрывают все что угодно. Тем более если машину «заказали» профессионалам...
Признаем неприятный факт: каждый покупатель дорогого автомобиля неизбежно становится объектом интереса угонщиков. Сейчас в одиночку машины не похищают. Угоняют, да, но угнанные машины обычно находят. Похищенные – практически нет. Угоны и похищения стоит различать: первые бывают больше случайные, из хулиганских побуждений, c целью «покататься». Такие машины бросают на дороге, в лесу или просто на улице в городе. Похищаемые машины угоняют для дальнейшей перепродажи или на запчасти. Их поиск чаще всего не дает результатов.
«План «Перехват» работает на 40 процентов, – признается инспектор по розыску управления ГИБДД МВД по РТ Хайдар Зиганшин. – Если машину угнали подростки, ее находят или перехватывают, а вот если похитители серьезные, то дальше квартала она не уедет – встанет в заранее подготовленное место. В гараж, в бокс, на стоянку. И если на селе перемещения новых машин еще можно отследить путем опроса соседей, то в городе это сделать невозможно».
Способов «отъема» автомобиля разработано много. Самый простой – во время посадки в машину. Например, привязывают к машине пару металлических банок на веревке. Естественно, водитель выскочит из машины, услышав что-то громыхающее снизу! Тут-то его и берут: оглушают электрошокером и оставляют «отдыхать». Машину тем временем перегоняют в бокс или вообще вывозят из города.
На такую машину, как, например, Bentley Continental GT, преступники расходуют около двух минут. Иногда угонщики действуют совместно с карманниками. Возле крупных магазинов, дорогих бутиков, ночных клубов или на концертных площадках, как только водитель покидает автомобиль, за ним начинается слежка. Карманник замечает, куда кладутся ключи от машины, в карман или сумку, идет за водителем, щелчком выбивает ключи из кармана или лезвием вспарывает сумку. Ключи передаются угонщику. Такие дорогие машины угоняют исключительно на заказ, и гонорар угонщика может составлять до трети от стоимости машины.
«Есть три направления в защите автомобиля от угона, – советует Зиганшин. – Первое – это хранение авто на охраняемых стоянках. Не на платных, случайных, ночных и «пацанских», а на охраняемых, где оформляют договор и действительно отвечают за машины. По нашей статистике, чаще всего угоны происходят от домов, когда машина на ночь ставится под окна».
«Уходят» машины и от торговых центров. Сейчас системы сканирования сигнала продаются на рынках, и бригады угонщиков ими умело пользуются. Как говорят сами угонщики: ни одна противоугонная система не спасет ваш автомобиль от угона! Если ваш автомобиль решили угнать, его обязательно угонят: не с первого раза, так со второго. Естественно, приобретая «сигналку», стоит задаться вопросом: легко ли подобрать «ключ» к электронному замку? Вообще, брелок сигнализации – это миниатюрный передатчик, работающий, как правило, в диапазоне дециметровых волн (200... 450 МГц). Реже встречаются модели, работающие на инфракрасных лучах. Они отличаются малым радиусом действия. Рабочие частоты передатчиков постоянны и нормированы контрольными органами электросвязи стран, в которые эти устройства ввозятся. Для того чтобы уменьшить шансы сканеров просчитать ваш сигнал, уменьшите его до минимума. Это можно делать в сервисе, где сигнализации устанавливают.
«Оптимальная цена сигнализации – 10 процентов от стоимости автомобиля, – говорит Хайдар Зиганшин. – Только так можно гарантировать, что защита будет адекватной, а не фикцией. И никогда не держите документы в машине. Этим вы только облегчите преступникам работу. Соответственно, и механические устройства, блокирующие органы управления, – очень действенный способ противостоять угону».
В принципе, не все механические приспособления могут дать абсолютную защиту. В конце концов ломается и открывается все. Тем не менее пусть преступник с досадой обнаружит, что в вашем защитном арсенале нашлась такая неожиданность, к которой он не готов! Лишнее время – это лишняя опасность быть пойманным. Поэтому, обнаружив «крепкий орешек» внутри машины, угонщик скорее откажется продолжать и скроется.
«Не стоит покупать блокираторы руля и педалей на рынке, – советует Зиганшин. – Там могут подсунуть подделку, качество которой будет гораздо хуже оригинала. Да и вообще, все эти распорки на руль – детская забава. Руль перекусывается, или сворачивается на сторону, или открывается. Вообще, наши водители в массе своей беспечны. Часто на автосервисах отдают ключи сразу все, и с брелком, и с ключом от блокиратора. Этого делать никак нельзя: за время ремонта злоумышленники могут сделать полные копии всех ключей и сигнализации. Тогда вашу машину ничто не спасет – приедут и просто заберут. Мы всегда рекомендуем использовать сразу все системы защиты автомобиля. Ну и не забывать приметы своего авто. Это тоже помогает в розыске».
Итак, что можно предпринять для защиты своего автомобиля?
Дополнительный замок капота. Он является вспомогательным, но полезным устройством. Открыв капот автомобиля, угонщик получает доступ ко многим жизненно важным узлам автомобиля и электронной сигнализации. Выведя из строя сирену, злоумышленник может без помех демонтировать сигнализацию и узлы блокировки. Установка дополнительного замка капота, открываемого из салона не просто ручкой, а ключом, сильно затрудняет эти действия. Кроме того, замок должен иметь цепь, разрывающую зажигание.
Топливные электроклапаны. Дополнительный, управляемый сигнализацией, иммобилайзером или потайным переключателем, может серьезно помешать угону, так как находится обычно в труднодоступном месте и скрыт от угонщика. Кроме того, разорванную иммобилайзером или сигнализацией заводскую проводку относительно несложно восстановить. Значительно сложнее разобраться в дополнительной, уложенной в неизвестных местах.
Пейджер. Он представляет собой миниатюрный приемник, который владелец машины носит с собой. При использовании пейджера к автосигнализации подключается передатчик, который включается при срабатывании сигнализации. Сигналы от передатчика улавливаются приемником, и в случае совпадения кодов передатчика и приемника пейджер выдает звуковой сигнал. Реальный радиус действия пейджеров в условиях города колеблется от 300 до 1000 м.
Пиропатроны и дымовая пушка. Пиропатроны с краской и слезоточивым газом выстреливают несмываемую краску или слезоточивый газ в салон автомобиля. Дымовая пушка заполняет салон белым дымом и рассчитана на многоразовое использование. К оборудованию автомобиля подобными средствами следует относиться с осторожностью, чтобы езда на нем не превратилась в езду на пороховой бочке. Во всяком случае нужно быть уверенным в 100% надежности системы.
Вот, в принципе, основные положения тех мер, которые можно предпринять для защиты авто от угона.
Удачи на дорогах!