В прошлый раз тест-драйв «Оптимы» получился смазанным: «Ощущение бега по канату останется самым ярким воспоминанием. Каждое торможение – треск АБС и мурашки по спине. В нескольких поворотах: остановка в сантиметрах от бруствера, один раз – от чужой машины. Каждый разгон – натужные попытки сделать хоть кого-нибудь на старте, ну хоть вон ту просевшую от старости двенашку».
Тогда на зимнем промозглом асфальте KIA пострадала из-за нешипованной резины Goodyear Ultragrip Ice+, которая известна низкими сцепными свойствами на льду. Сама Optima осталась словно за кадром, поскольку шины забили помехами все каналы связи с автомобилем.
И вот потребовалась машина, скажем так, для личных нужд, ради поездки на выставку вооружений RAE-2013 в Нижний Тагил. А потому – тест-реванш.
Когда едешь с тремя фотографами, каждый из которых оснащен внушительным рюкзаком с фотоарсеналом, хочется иметь авто попросторнее, и Optima как раз из таких. Задние места тут отличные, формованные и с удобным углом наклона спинки. Едешь – млеешь, если верить фотографам.
Багажник пусть не исполинский (505 л), но с большой погрузочной площадью. Придирки стандартные для большинства седанов: узковатый проем, не закрытые «тылы» аудиоколонок и петли крышки, съедающие часть пространства. А еще багажник нельзя открыть кнопкой: либо с брелока, либо из салона.
Зато его продольная вытянутость позволила весьма гибко использовать пространство без наваливания вещей друг на друга. Сиденья, кстати, складываются в неровный пол, но это привилегия самой дорогой версии Premium. Под полом багажника – полноразмерная запаска и комплект инструментов, что полезно в дальней дороге.
В очередной раз я прельстился качеством интерьера современных KIA: сочетание модного, но не вычурного дизайна и удачно подобранных материалов располагают к себе с первой же минуты. Даже деревянные вставки, которые в иных машинах отдают цыганщиной, здесь попадают в тон и атмосферу салона. Ясные приборы словно заглядывают тебе в душу, центральная консоль чуть развернута к водителю, а размер и качество графики дисплея – на зависть многим конкурентам. Даже селектор автомата очень ладный: порой кладешь на него руку рефлекторно, словно на рычаг механики.
К чему придраться? Например, сиденье у Optima в целом отличное, жесткое и профилированное, да еще с электроприводом, подогревом и вентиляцией. Но все-таки после многих часов за рулем появилась тяжесть в плечах – чуть-чуть бы добавить поддержки лопаткам. У Optima весьма развиты передние стойки, хотя внимание на это обращает скорее в первые минуты: глобальных проблем с обзорностью нет.
Кстати, по центру салона есть вместительный бокс-подлокотник, который не лезет под локоть при поворотах руля, как в некоторых машинах.
Комбинация 2,4-литрового мотора (180 л. с.) и шестиступенчатого «автомата» знакома давно: она таскает даже куда более громоздкий KIA Sorento. А Optima еще и легковесна: базовая комплектация не доходит и до 1,5 тонн, что очень недурно для автомобиля длиной c BMW 5-серии (4845 мм).
А потому для практических задач ее динамики достаточно, тем более на высоких оборотах голос двигателя отличается приятным тембром. «Автомат» работает почти незаметно, если не считать вполне ожидаемой паузы в режиме кик-даун. За счет наличия шести ступеней он всегда может стегануть мотор удачной передачей.
Чего у этого агрегата нет – так это задора. Везет он ровно, без напора, а если вы вкушали турбомоторы, 2,4-литровый двигатель покажется слабоватым, но тут, как говорится, все зависит от целей. Обгоняли мы много, и если с точки зрения абсолютного темпа Optima – стопроцентный середнячок, то удобство управления тягой у нее почти идеальное. Можно даже нащупать режим 80-процентной атаки, когда автомат не дает мотору выйти на предельные обороты, оставляя запас на ошибку – в случае чего можно дожать.
Дремучие горы от Екатеринбурга до Нижнего Тагила размежевала шикарная дорога, и в голове непроизвольно маячила мысль: «Ведь могут, если захотят». Односторонняя двухрядка с интересным рельефом и плавными поворотами; встречка отделена лесополосой – наверное, лучшая магистраль в регионе.
Здесь востребован круиз-контроль, и к нему претензия одна: нет индикации выбранной скорости. Поддавая газу рычажком на руле, не чувствуешь реакции машины. В результате после нескольких кликов обнаруживаешь, что Optima шпарит километров на 10 в час быстрее, чем планировал.
KIA Optima нельзя отнести к самым мягким автомобилям в сегменте, тем не менее ее талантов достаточно, чтобы на все это не обращать внимания. Даже на провокационной резине размерностью 225/45 R18 она не показалась жесткой. Да, низкопрофильные шины любят «шлепать губами» по стыкам и внимать другой мелочевке, но на разбитых дорогах, где подвеска дышит полной грудью, эскалации тряски нет. Лишь на совсем остроугольных выбоинах чувствуется, что подвеске не хватает энергоемкости, и как только выбрана зона податливости, следует тычок.
То же самое касается шумов: есть определенная чувствительность к шершавости полотна (как и у всех машин), а на высокой скорости можно прослушать аэродинамику. Но усиление шума по мере разгона происходит плавно, без назойливости, а на высоких скоростях Optima отлично скрадывает реальную быстроту перемещения
Управляемости я уделил особое внимание. Optima подтвердила свою устойчивость на прямой, которая чувствовалась и на зимних шинах: похвально, что отдельные неровности не отдают в руль и не сбивают машину с траектории.
Само рулевое кажется увесистым, но хотя обратная связь присутствует, полного слияния с машиной «по рулю» не происходит. Для активной езды хочется чуть больше прогрессии в нарастании усилия. Впрочем, в гражданских режимах настройки позволяют проходить повороты без нервозности.
У Optima полностью независимые подвески, и на колесах шикарной размерности она демонстрирует хороший запас сцепления, в пределе – снос передка. Сделать бы ей руль чуть более расслабленным на парковке и чуть более напряженным в поворотах...
Вообще машины класса D+/E можно разделить на мейнстрим вроде Toyota Camry, Ford Mondeo или Nissan Teana и на авто с претензией на некую самобытность или спортивность: Mazda6, Honda Accord, Subaru Legacy. Так вот, Optima явно тяготеет к первым.
У нее нет перчинки в характере, которая бы поделила аудиторию на поклонников и ненавистников. Optima, в соответствии с названием, озабочена поиском оптимума.
Заочно я затрудняюсь провести резкую черту между ней, Camry, Teana и другими лидерами сегмента по ездовым качествам и комфорту. Но Optima не теряется на их фоне и воспринимается весьма цельным, интуитивным в управлении и просторным автомобилем. Но нет у нее и качества, которое бы явно устанавливало примат над конкурентами: она не мягче, не тише, не быстрее их.
KIA и Hyundai славятся заводской гарантией – пять лет или 150 тысяч км. Существует мнение, будто это не более чем маркетологический ход. Например, на ряд деталей ходовой части гарантия ограничена пробегом 70 тысяч км, на стойки стабилизатора – 30 тысячами, а на целый список «расходников» – 15 тысячами: речь о свечах, фильтрах, тормозных колодках, дисках сцепления, приводных ремнях, выпускной системе (кроме нейтрализатора), некоторых резинотехнических изделиях и т. п. Тем не менее наиболее дорогие агрегаты, как двигатель, коробка передач, электронные блоки покрываются гарантией полностью.
Впрочем, Optima уложит многих конкурентов на лопатки за счет оформления интерьера, мультимедийности и оснащенности: далеко не все модели даже в топовой комплектации предлагают подогрев четырех сидений, панорамную крышу, камеру заднего вида, вентиляцию сидений, подогрев руля и другие «премиальные» опции.
Тем более KIA снизила стоимость Optima на 60 тысяч, то есть примерно на ту сумму, которая и отделяла ее от наиболее доступных предложений сегмента.
Optima выберут те, кто не гонится за брендами и экспрессивностью дизайна, но ценит ощущение уюта в салоне, щедрую оснащенность и умение автомобиля не отвлекать внимания хозяина от насущных дел. Что касается ТТХ, здесь Optima идет в ногу с лидерами сегмента, и не хватает ей, быть может, какой-то технической изюминки: более мощного мотора, адаптивной подвески или чего-то еще, что работает на вау-эффект.
Сравнение автомобилей D+/E-класса (хорошо оснащенные комплектации)
* Все цены указаны без учета действующих спецпредложений. Так, KIA Optima сейчас продается с выгодой ровно 60 тысяч рублей, у Ford «бонус» составляет 40-70 тысяч, Opel предлагает бесплатный полный привод для Insignia, у Nissan действует специальная цена на Teana (экономия 80-140 тысяч), ряд компаний делает выгодные кредитные предложения. Данные с сайтов официальных представительств марок в России.
А как в Америке?
Распространено мнение, будто корейцы исповедуют в России слишком агрессивную ценовую политику, тогда как на остальных рынках, в частности США, берут в основном дешевизной. Я решил проверить это утверждение, сравнив цену на американскую Optima с прямыми конкурентами при одинаковых комплектациях. Она оказалась действительно дешевле нового Mondeo (в США – Fusion), Mazda6 и Honda Accord, но при этом дороже Toyota Camry, Subaru Legacy и Volkswagen Passat. Как вы знаете, американские версии автомобилей могут отличаться от наших (европейских), однако общий вывод такой: даже в Штатах KIA отнюдь не уповает на низкую цену, играя в том же сегменте, что и основные конкуренты. А еще покручинимся, что в США Optima стоит от $23,650 с 200-сильным мотором без учета налогов. Впрочем, Camry 2,5 у них оценивается в $20,295. Кстати, 200-сильный двигатель (2,4 л) американской Optima имеет прямой впрыск топлива в цилиндры, тогда как в России предлагается его упрощенная версия с распределенным впрыском.
Фото: Фото автора