У нас в России не только медведи по улицам ходят, но и дебилы.
Любовь Михайловна, т/с «Интерны»
На сегодняшний день всю заботу о своей безопасности пешеходы переложили на водителей. Потому они не просто наплевали на ПДД, но и на здравый смысл. Инстинкт самосохранения у них атрофировался. Материнский инстинкт у мамаш с колясками на дороге подменяется надменностью и наглостью: они сначала выкатывают коляску на проезжую часть, а лишь затем смотрят, можно переходить дорогу или нет.
По Гражданскому кодексу водитель, как владелец источника повышенной опасности (автомобиля), вне зависимости от вины в ДТП оплачивает ущерб, нанесенный пешеходам. Данная статья в законе существует уже более 18 лет и в сознании народа трансформировалась в тезис: чтобы ни случилось – все равно виноват водитель.
На сегодняшний день никто не занимается разъяснением законов. Более того, появление какого-либо материала по данной теме вызывает негатив и отторжение. Человеку проще обвинить весь мир во всех смертных грехах, чем сломать внутри себя сложившийся стереотип: водитель – значит, законченная сволочь. Чего тут обсуждать?
Первую скрипку в воспитании пешеходов играют СМИ, роль которых в освещении аварий огромна, но не объективна. Если пешеход вываливается в неположенном месте под колеса, то СМИ вещают: «Водитель сбил пешехода, переходящего дорогу в неположенном месте». Аудитория психологически настраивается на вину водителя. Пора бы задуматься, что такие формулировки ведут только к увеличению ДТП с пешеходами. Журналистам давно пора учиться у классиков, например, у Ильфа и Петрова. Если пешеход по собственной глупости ринулся под автомобиль вне пешеходного перехода, то необходимо откровенно говорить: «На улице такой-то пешеход попал под колеса автомобиля», – чтобы подчеркнуть вину пешехода, акцентировать внимание, что инициатором ДТП был сам пешеход.
Если вечерком обыватель включает телевизор, то он видит фашистов на Украине, коррупцию, войну в Сирии, империализм в Америке, убийц, воров, педофилов и водителей. Ни на кого и ни на что обыватель повлиять не в состоянии, кроме … водителей. Вот они, рядом. В результате психологической обработки обычные водители становятся воплощением вселенского зла, а пересечение дороги в неположенном месте или на красный свет – выражением праведного гнева, местью за детские страхи, за украденный кошелек, за взятки, которые вынужден был давать… Приглядитесь к пешеходам – ни равнодушия, ни унижения, ни страха – превосходство, надменность. Попробуйте хоть намекнуть, что они не правы – вас в лучшем случае облают.
К сожалению, на эту удочку СМИ попадаются не только обыватели, но высокопоставленные чиновники и депутаты.
Вы задумывались, что минимальный срок за умышленное убийство по Уголовному кодексу – 6 лет, а максимальный срок за ДТП – 9 лет? Я не оправдываю водителей, которые, будучи пьяными, сбили насмерть несколько человек. Именно за такие преступления дают 9 лет. Поделом. Но, исходя из положений Уголовного кодекса, общество сегодня готово простить убийцу, который бегает с ножом по улице, но жаждет крови водителей. Почему? Потому что убийца бегает без видеорегистратора, а у водителей он есть. Определяющим для обывателя становится не суть преступления, а возможность увидеть преступление по телевизору.
Недалеко от СМИ ушла и ГАИ. Официальная позиция удручает: в автошколах учат ездить на красный, с превышением скорости, по встречной полосе. Абсурд, игра на публику, но общество с удовольствием проглатывает подобную ересь, потому что задумываться не нужно, потому что она подтверждает сложившийся стереотип.
На первом занятии в новой группе в автошколе я внимательно смотрю на курсантов, когда сообщаю, что водители точно такие же люди, как и они, что они сами скоро станут водителями. Данная новость вызывает у многих шок. До них начинает доходить, что глобальное большинство водителей – обычные нормальные люди, ничего не имеющие общего с теми отморозками, которых холят и лелеют на телевидении.
Абсурдность ситуации постепенно становится заметной и машинистам маневровых тепловозов, которые работают вблизи жилых домов. Пешеходы свое отношение к транспортным средствам начали переносить и на железную дорогу.
10 августа 2011 года около 10:40 утра в районе улицы Космонавтов в Екатеринбурге КАМАЗ раздавил коляску с трехмесячным ребенком. Вина водителя ни у кого сомнения не вызывала.
Случай дикий, но его настоящая дикость проявилась через пять месяцев, когда скромненько прошла информация: дело в отношении водителя было прекращено, нарушений ПДД с его стороны не было. Следствие установило, что именно мамаша сама закатила коляску со своим ребенком под КАМАЗ.
Когда мамы гладят пеленки, удобно включить телевизор в качестве фона. Но пусть уж лучше они смотрят какие-нибудь музыкальные каналы.
А нам всем пожелание думать, о чем нам вещают с экранов, анализировать и оценивать, а не слепо верить рейтинговой халтуре. Посмотрите, как мама с детьми перебегает дорогу или пешеход выскакивает из-за автобуса. Вот еще одна бесстрашная мама с коляской, а вот папаша с телефоном.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.