С 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Технические регламенты в России имеют статус законов, и по своему уровню находятся на одной ступени, например, с законом «О безопасности дорожного движения». Требования технических регламентов обязательны для исполнения.
Детские удерживающие устройства (ДУУ) по Техническому регламенту являются «компонентами транспортных средств» и подлежат обязательной сертификации. Сертификат должен удостоверять, что ДУУ соответствует требованиям Правил ЕЭК ООН № 44-04 (в общеевропейском обозначении – стандарт безопасности ЕСЕ R 44.04). Выдается сертификат только аккредитованной организацией и только после испытаний.
Что это означает для обычного хозяина обычного магазина? Если он торгует несертифицированными детскими креслами или бустерами, то ему грозит минимальный штраф 100 000 рублей. Вам не показалось – сто тысяч рублей. Если продавец не убрал с полок барахло и попался второй раз, то штраф – 700 тыс. руб. минимум.
Вы узнали об этом только что, и взыграло желание наказать нерадивых продавцов, которые буквально вчера впихнули вам по дешевке неликвид? Обращайтесь в Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей. Они имеют право составлять административные протоколы за данные правонарушения.
На сертифицированном кресле обязательно будет табличка, доступная для обозрения без вскрытия упаковки. Наклейка подобной таблички на несертифицированное кресло также является административным правонарушением и карается штрафом.
Отмечу важность наличия таблички не только для безопасности вашего ребенка, но и для инспектора ГАИ. Но об этом – в последнем абзаце.
Наконец-то появилась хоть какая-то защита простых граждан от недобросовестных производителей и продавцов. Ведь раньше производителю мебели можно было взять обычный детский мягкий стульчик, оторвать у него ножки, написать на ярлыке «детское удерживающее устройство» с указанием ГОСТа на мягкую мебель, и «толкнуть» его по дешевке недобросовестным продавцам. Сейчас за подобные действия серьезно накажут рублем.
Что изменилось для водителей?
Если автомобиль у вас относительно новый, то в инструкции по эксплуатации подробно расписано, как устанавливать детское кресло, как отключать подушки безопасности при необходимости. Здесь – полное соответствие с Техническим регламентом.
В инструкциях к старым автомобилям про детские кресла не сказано ничего. Следовательно, установка и снятие детского кресла – внесение изменений в его конструкцию, и с точки зрения Регламента водитель должен каждую установку-снятие кресла фиксировать в ГАИ. При перевозке детей в старых автомобилях безопасность ребенка просто так не обеспечить. Например, сами ремни безопасности, чтобы их использовать для крепления детских кресел, должны отвечать требованиям Правила ЕЭК ООН №16 (ГОСТ P 41.16–2005). А кто об этом думал 20 лет назад?
Сегодня ГАИ на эту несуразицу глаза закрывает, но не дай бог поступит команда «Фас» после очередного крупного ДТП.
В заключение необходимо вспомнить про пункт 22.9 ПДД: «Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности».
Если вы бросите на сидение сложенное одеяло, посадите на него ребенка и пристегнете ребенка ремнем, то требования пункта 22.9 ПДД будут соблюдены. Наказания по части 1 статьи 12.23 со штрафом 3000 руб. не последует. Но такие действия не отвечают требованиям Технического регламента, и при желании инспектор за такие художества вас может наказать. Как? Давайте рассуждать.
Технические регламенты имеют статус закона, и никакие правила, в том числе ПДД, не могут им противоречить. Если вы пристегнули ребенка, посадив его на подушку или свернутое одеяло, то вы самостоятельно изготовили «компонент транспортного средства», то есть внесли изменения в его конструкцию без согласования с ГАИ, чем нарушили требования пункта 7.14 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации». Наказание по части 1 статьи 12.5 КоАП – штраф 500 руб.
Здесь – чистая теория, не подтвержденная практикой, анализ новых норм. Но кто может ручаться, что завтра не поступит команда «Фас»?
И возвращаемся к табличке. Почему она важна для инспектора? Потому что использование кресла без таблички означает, что оно не сертифицировано, и вы на свой страх и риск вносите изменения в конструкцию со всеми вытекающими последствиями. Купить кресло-барахло для предъявления инспектору, чтобы не штрафанул, и все-таки получить в ответ штраф, что может быть глупее???
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.