В ПДД, документе весьма логичном, присутствует один крайне противоречивый абзац, который из года в год провоцирует аварии, оставляющие широкое поле для дискуссий. Речь о п. 6.14, который якобы разрешает движение на желтый сигнал светофора при выполнении определенных условий. Чем это чревато — в наших примерах.
Пункт 6.14 ПДД. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.
Повод для лжи
Автомобильный эксперт и автоюрист Борис Стуков рассказывает:
— Вот реальная ситуация, в разборе которой я принимал участие. Итак, столкнулись «Тойота» и «Лада». Водитель «Тойоты» пишет в объяснительной: «Я двигался со скоростью 60 км/час, когда при проезде стойки светофора загорелся желтый. Согласно п. 6.14 ПДД я продолжил движение. Но водитель ВАЗа, нарушив п. 13.8, не уступил мне дорогу. В ГИБДД вменили водителю ВАЗа нарушение п. 1.5 и 13.8 ПДД, но он с нарушением не согласен». Так кто же прав, по-вашему?
Наш эксперт предлагает на секундочку забыть про измерение скорости в км/ч и перейти на м/с. 60 км/час — это 16,7 м/с.
— Фаза мигания зеленого — порядка 3 секунд, фаза желтого сигнала — 3 секунды, — продолжает Борис Стуков. — Отсюда несложно рассчитать расстояния, на которых автомобиль находился в разное время.
Во-первых, в момент начала мигания зеленого он был минимум в 50 метрах от светофора (16,7х3), что позволяло замедлиться без применения экстренного торможения со скорости 60 км/час.
Во-вторых, поскольку автомобиль «Лада» двинулся на зеленый (это не оспаривается), в момент столкновения «Тойоте» уже горел красный. Получается, что с момента включения для неё желтого прошло минимум 3 секунды, а значит, она в этот момент находилась минимум в 50 метрах от места столкновения и не могла быть у стойки светофора, как описывает водитель (ширина перекрестка — порядка 10 м).
Мы несколько упростили расчет, чтобы не путать вас цифрами, однако даже он показывает, что в действительности случилось одно из двух. Либо скорость «Тойоты» была заметно выше заявленной, из-за чего водитель не мог остановиться до перекрестка. Либо, при заданных условиях, водитель въехал на перекресток не «в начале» желтого, а уже на красный сигнал.
Когда и что разрешает желтый
Ситуации, когда невозможно остановиться на желтый, достаточно специфичны. Например, у светофора отсутствует фаза мигания зеленого, поэтому желтый загорается внезапно. Для торможения с 60 км/час современному автомобилю достаточно порядка 20 метров, плюс еще столько же автомобиль проедет за время реакции водителя. Итого остановочный пусть составляет в районе 40 метров. Если вы находитесь на меньшей дистанции от светофора, то да, остается лишь проехать перекресток. При этом за 3 секунды горения желтого вы будете в 50 метрах от светофора, а значит, уже за перекрестком, не создавая угрозы поперечному потоку.
Фазы светофора описываются документом ОДМ 218.6.003–2011 «Методические рекомендации по проектированию светофорных объектов на автомобильных дорогах», который, к сожалению, только рекомендует наличие у светофора фазы мигания зеленого сигнала (обязательно только для пешеходных). Тем не менее на широких и скоростных перекрестках мигание зеленого, как правило, есть, и при разборе ДТП это обстоятельство учитывается.
Другой пример — очень скользкое покрытие, которое многократно увеличивает тормозной путь и не позволяет остановиться с 60 км/час за обозначенные 50 метров, которые остаются у вас до светофора с начала мигания зеленого. Впрочем, если ситуация настолько «скользкая», неплохо бы ехать потише, потому что п. 10.1 требует выбирать скорость, которая позволит водителю выполнять требования правил.
Ссылаясь на п. 6.14 после ДТП, водитель должен аргументировать, что, во-первых, он не пролетел на красный, во-вторых, возможности остановиться на желтый без экстренного торможения действительно не было.
В жизни «разрешение» ездить на желтый приводит к следующему: увидев мигающий зеленый, водители не сбрасывают скорость, а наоборот поддают газу, таким образом в самом деле лишая себя возможности остановиться без экстренного торможения. А после ДТП говорят — ехали 60 км/час.
Нередко этим они роют себе яму, поскольку при таких исходных данных несложные расчеты, вроде приведенных выше, показывают, что они въехали на перекресток на запрещающий сигнал светофора.
Отдельной проблемой для летунов на желтый является обилие регистраторов и камер видеофиксации, которые позволяют установить реальную картину.
Самый коварный пункт
П. 6.14 вносит в правила неприятную двусмысленность. Например, весьма расплывчатым является понятие экстренного торможения: так, для изношенного автомобиля на плохих шинах экстренным (с блокировкой колес) может стать торможение, которое исправная машина выполнит играючи.
Весьма проблематично доказать возможность или невозможность остановиться без использования экстренного торможения, если дорожные условия в день аварии были специфическими: снег, лед, лужи — все это может влиять на тормозной путь и уводить разбирательство в область спекуляций.
Сама формулировка п. 6.14 заставляет многих думать, будто желтый сигнал не относится к запрещающим, а лишь «рекомендует» остановиться. Как результат — бесконечный хвост медленных машин, тянущихся на желтый при проезде медленных перекрестков.
Между тем аварии с проездом на «разрешенный желтый» возглавляют хит-парад городских ДТП, а главное, без видеозаписей оказываются весьма проблемными при разборе.
Летуны на желтый, как правило, сталкиваются со своими антиподами: торопыгами, которые стартуют на сочетание красного и желтого. Если где и не надо быть первым, так это при старте со светофора.
опр
Другой риск — врезаться в автомобиль, поворачивающий налево, водитель которого предположил, что встречный поток останавливается. Правда, в этом случае есть вероятность доказать свою правоту, но машина в любом случае будет разбита.
Суммируем:
Желтый сигнал, вопреки народной молве, является запрещающим (п. 6.2 ПДД). Камеры видеофиксации штрафуют за проезд стоп-линии на желтый.
Широкие перекрестки имеют светофоры с мигающей фазой зеленого — воспринимайте ее как настойчивую рекомендацию тормозить. По крайней мере если вы на удалении от светофора.
Избавляйтесь от привычки ускоряться перед светофором, чтобы проскочить. Это наиболее серьезная предпосылка к созданию аварийной ситуации. Запрещающая фаза среднего светофора длится всего 1 минуту.
Особенно бдительны будьте на широких перекрестках, где светофоры и стоп-линии отнесены от пересечения проезжих частей, а проезжие части — многополосные. Даже проскочив формально на желтый, вы можете не успеть проехать перекресток до включения красного.
Если чувствуете, что поперечный поток вот-вот тронется, посигнальте, чтобы обозначить свое присутствие на перекрестке, и будьте внимательны: помеха зачастую выскакивает из невидимой для вас зоны.
Никогда не стартуйте на сочетание желтого и красного, а при включении зеленого убеждайтесь, что перекресток «чист». П. 13.8 обязывает нас давать возможность закончить маневр пешеходам и автомобилям, которые уже находятся на перекрестке
Фото: Фото из рубрики «Автокатастрофы», инфографика Бориса Стукова, видео Дмитрия Сисина/Youtube.com, VseDTP/Youtube.com, WILD MEN/Youtube.com, Саши Данилекно/Youtube.com, OniAbarth/Youtube.com и с камер наружного наблюдения компании «Интерсвязь»