Авто обзор «Гольф» теперь стоит 2,5 млн рублей: рассказываем, что происходит с авторынком весной 2021 года

«Гольф» теперь стоит 2,5 млн рублей: рассказываем, что происходит с авторынком весной 2021 года

А заодно удивляемся, откуда у россиян столько денег

В автосалонах все в мыле: спрос опять превышает предложение

В минувшем месяце продажи новых автомобилей выросли аж в четыре раза относительно апреля прошлого года — максимальный прирост за всё время ведения статистики. Цены при этом взяли новые высоты, а неожиданным следствием пандемии стал дефицит машин из-за глобальной нехватки микропроцессоров. О новых моделях, ценах и перспективах — в нашем обзоре.

Сколько стоят новые машины


Лучше всего абсурдность нынешней ситуации иллюстрирует Volkswagen Golf восьмого поколения, продажи которого стартовали весной 2021 года. Базовая версия стоит как минимум 2,558 миллиона рублей, и это за компактный городской хетч с мотором 1,4 TSI. Комплектация, правда, сразу хорошая: с восьмиступенчатым автоматом, климат-контролем, мультимедийной системой и даже электроприводом сидений, но еще несколько лет назад такие деньги просили за Audi A5.

Volkswagen Golf VIII дебютировал в Европе еще полтора года назад

Впрочем, Golf нужен марке Volkswagen скорее в имиджевых целях как напоминание о ее идейных корнях. Хуже, что ползучее подорожание не прекращается и в массовом сегменте. Например, после майского скачка Lada Granta стоит от 520 тысяч рублей, хотя еще до Нового года ее можно было купить на 31 тысячу дешевле. Lada Vesta в мае прибавила до 744 тысяч рублей в базе, притом что в апреле АВТОВАЗ уже переписывал ценники на топовые версии модели, а до этого еще раз — в начале года. За четыре месяца стоимость «Весты» распухла аж на 67 тысяч.

Не отстают и популярные иномарки. Например, KIA Rio сейчас не купить дешевле 890 тысяч (без учета скидок), тогда как перед Новым годом он стоил от 835 тысяч. То же касается Hyundai Solaris: сейчас прайс-лист начинается от 840 тысяч, хотя в декабре 2020 года автомобиль стоил на 50 тысяч дешевле.

Автомобили Renault в мае подорожали скопом. Например, Logan добавил 16 тысяч, новый Duster — до 35 тысяч, Arkana — до 32 тысяч.

Новый Renault Duster очень похож на предшественника, но построен на существенно модернизированной платформе

Заметно прибавили японские модели. Например, в апреле по 50–100 тысяч рублей накинули к ценникам Honda, Mitsubishi, Mazda, Nissan, Subaru и Suzuki. Последняя дополнительно корректировала цены в мае, и самая доступная модель, Vitara, стоит теперь от 1,519 миллиона рублей.

Opel тем временем начинает продажи модели Crossland, унифицированной с Citroen C3 Aircross. Цены кусаются — от 1,7 миллиона рублей за машину испанской сборки

В целом дорожает всё: взяв диапазон в четыре месяца, вы едва ли найдете модель, сохранившую цену. То же самое мы наблюдали весь прошлый год.

Что стоит за рекордным спросом


Четырехкратный прирост рынка в апреле 2021 года, разумеется, лукав, ведь на эту же величину продажи упали в мертвом апреле 2020 года. С другой стороны, 152 тысячи машин, проданных в нынешнем апреле, — это достойный показатель даже по меркам предыдущих лет. Например, в 2019 году дилеры реализовали 141 тысячу машин, за год до этого — 152 тысячи, в 2017 году — 130 тысяч. То есть явного падения спроса нет даже с учетом диковатых цен.

Начало 2021 года стало сравнительно успешным для автодилеров. Например, лидеры рынка — Lada, KIA, Hyundai, Renault, Skoda — увеличили рыночную долю. Отрицательная динамика в первой десятке — только у Nissan.

А в лидерах с точки зрения динамики продаж — китайские марки. За первую треть 2021 года Haval увеличил продажи вдвое, Chery — почти в пять раз. Оба бренда на пороге того, чтобы войти в десятку самых популярных марок в России (сейчас они на 11-м и 12-м местах соответственно).

Haval начинает продажи кроссовера Jolion тульской сборки — конкурента KIA Sportage и Volkswagen Tiguan. Правда, у него нет полного привода

Директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков отмечает, что общий объем российского рынка по-прежнему невелик на фоне китайского, но тамошние производители уделяют России всё больше внимания. В перспективе 3–5 лет китайские бренды будут стабильно увеличивать суммарную долю на российском рынке по 1–2% в год. Мешают этому, по мнению специалиста, ассоциации с невысоким качеством, ненадежностью и недолговечностью, поэтому главной задачей китайцев является слом этого стереотипа.

Среди аутсайдеров апреля, помимо Nissan, — российский УАЗ, продажи которого стагнируют, и Mitsubishi, потерявшая четверть продаж.

Впрочем, иллюзии насчет денежности россиян рассыпаются, стоит взглянуть на рейтинг продаж моделей: когда-то в нём лидировали KIA Rio и Hyundai Solaris, затем — Vesta, но сейчас там безраздельно властвует самая дешевая модель на рынке — Lada Granta. Преимущество над ближайшей иномаркой, KIA Rio, более чем двукратное.

В сегменте крупных седанов тоже есть мини-сенсация: новый KIA K5 (наследник Optima) практически догнал некогда доминирующую Toyota Camry. Правда, модель прошла плановый рестайлинг, который, вероятно, подстегнет интерес.

Обновленная Toyota Camry мало изменилась внешне, зато получила другую линейку моторов и коробок передач. Для нее теперь доступны вариатор и восьмиступенчатый автомат. Цена стартует от 1,846 миллиона рублей

Среди внедорожников доминируют две Lada Niva (Travel и Legend), забравшись аж на пятое место в общем рейтинге, но результат объясняется слиянием статистики двух моделей, которые раньше продавались под разными брендами. А в сегменте кроссоверов, помимо предсказуемых лидеров — Hyundai Creta (первый) и Renault Duster (третий), — стоит отметить куда более дорогой Volkswagen Tiguan, пробившийся на второе место.

Почему все говорят о дефиците автомобилей?


Причина весьма неожиданна: у автопроизводителей кончились микропроцессоры, без которых не работают ни двигатель, ни системы безопасности, ни мультимедиа автомобиля. Связано это с глобальным «полупроводниковым кризисом», спровоцированным пандемией. Отложенный эффект возник из-за длительного срока изготовления процессоров, кристаллы для которых выращиваются в течение полугода и более. Локдауны в азиатских странах и пессимистичные прогнозы прошлой весны существенно снизили производство полупроводников, и в конце прошлого года весь мир ощутил нехватку полупроводниковых элементов. Из-за этого пострадали и производители электроники. Например, Apple отложил выход нового iPhone, Sony снизила ожидания от продаж игровой приставки PS5.

Но для автопрома кризис ощущается еще острее. С точки зрения «полупроводниковых королей» автомобильная промышленность — миноритарный потребитель, который обеспечивает порядка 10% мирового спроса на микросхемы, и его нужды удовлетворяются по остаточному принципу. Весной сразу несколько крупных заводов, включая Volkswagen, Ford, Toyota и Nissan, остановили выпуск отдельных моделей в Европе и США.

Российские производства пока работают, но дефицит микросхем осложняет им жизнь

До начала марта российские производители и сборщики машин компенсировали нехватку микросхем за счет складских запасов, но весной кризис обострился и возник риск остановки производств. Опрошенные дилеры отмечают, что перебои с поставками возможны.

— Да, есть такая проблема, и она приобретает всеобщий характер, — рассказал коммерческий директор группы компаний «Регинас» (Nissan, Hyundai, KIA, Skoda, Toyota) Сергей Попов. — Нехватка ощущается практически по всем брендам и моделям за редким исключением. Мы, в свою очередь, принимаем меры, чтобы обеспечить поставки новых машин в соответствии со спросом.

Он также отметил, что на этом фоне продолжается рост цен, и людям в любом случае выгоднее купить сейчас: возможные перебои могут подстегнуть цены еще больше.

Ситуация стала настолько серьезной, что вмешался Минпромторг. В ведомстве отметили, что пока российские автозаводы продолжают работать и как такового дефицита еще нет, но спрос на некоторые модели превосходит предложение. Чтобы не допустить развития кризиса, в Минпромторге приняли ряд мер.

— Мы подключили торгпредства для ускорения поставок комплектующих и отработали экстренную логистику, — рассказал агентству ТАСС представитель Минпромторга. — Российская автомобильная промышленность продолжает работать, несмотря на то что в мировой практике начиная с февраля-марта этого года мы уже видим немало случаев, когда крупные заводы останавливаются из-за недоукомплектованности машин электронными системами.

В Минпромторге ожидают, что ситуация стабилизируется не ранее августа 2021 года.

Подержанные автомобили подорожали на 20%


По данным агентства «Автостат», средняя цена легкового автомобиля с пробегом достигла 726 тысяч рублей, что на 20% выше прошлогодних результатов, когда на фоне пандемии стоимость «бэушек» стабилизировалась. Тогда основной спрос приходился на модели ценой порядка 600 тысяч рублей.

Для сравнения: за указанные 726 тысяч рублей сейчас можно купить почти новую Lada Vesta, шестилетний полноприводный Renault Duster, более возрастной Ford Kuga или даже Mercedes-Benz E-класса.

Lada Vesta за 726 тысяч рублей будет практически «нулевой»

При этом стоимость подержанных моделей менялась неравномерно. Например, рост цен трехлетних универсалов Lada Vesta SW на вторичном рынке значительно ниже, чем на семилетние Chevrolet Niva: 12% и 19% соответственно. Зато спрос на седаны Vesta высок, поэтому и цены на трехлетки выросли на 22%.

Планируете ли вы обновить автомобиль в ближайшее время?

Да, до конца года
Не ранее следующего года
Очень хочу, но нет денег
В процессе выбора
Купил недавно
Не испытываю потребности

Весной АВТОВАЗ представил новый (и наконец симпатичный) универсал Largus. Чуть раньше завод выкатил освеженную Lada Niva. А главной новинкой весны стал абсолютно новый Renault Duster, который добрался до России (после длинной паузы).

Какую бы машину вы ни покупали, остерегайтесь «серых дилеров»: они заманивают клиентов низкими ценами, а затем склоняют к покупке в кредит по завышенным прайсам.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления