Когда поднимаешься к облакам, смотришь под ноги. И только на вершине есть возможность поднять глаза, вдохнуть стеклянный, режущий легкие воздух и хоть на время ощутить себя богом. Но, осмотревшись, видишь, что ты, в принципе, ничего не достиг. Вершин вокруг немыслимое количество. Все – разные. И чтобы покорить хотя бы часть из них, не хватит жизни.
Игорь Берсенев топает по тропе хребта Большая Сука (ударение на букве «а»!), ветер ассирийскую бороду раздувает. Ручьи на хребте чистые, холодные, хлебнешь воды – мозги становятся чище, и разум мигом приходит в порядок. Но в голове у Берсенева, как мне кажется, полный хаос. Посмотришь его картины – жуть! Какое-то невообразимое смешение немыслимых предметов, как Хиросима после ядерного взрыва. Пытался он как-то объяснить мне свою философию, но куда там! Для него это все равно что с муравьем разговаривать.
Я познакомился с Игорем Берсеневым, когда он рисовал масляной краской на керамике и бумаге. Черным – по белому. Впервые под псевдонимом BERINI (Берсенев Игорь Николаевич) дебютировал в 2008 году с монохромной выставкой «Вторжение». Что отмечали критики? «Это пища для интеллектуалов, получающих наслаждение от расшифровки знаков и явлений, помещенных в каждую картину». Не каждому, мол, дано постичь творческий замысел художника. Возможно, что так оно и есть...
Не знаю, то ли от лени, чтобы рамки не делать, то ли по другой причине стал Берсенев делать свои рисунки на тарелках. Есть на такой тарелке, мне думается, не очень приятно (кажется, что металлом пахнет), а вот разместить в современном интерьере можно. Как говорит современная молодежь, прикольно!
В социальных сетях BERINI так определил свой статус – «Конструктор размышлений». Перед каждой выставленной работой Игорь Николаевич ставит тяжелый стул. Ибо зритель, впервые увидевший его работы, наверняка подумает, что художник с дуба рухнул. Работы Берсенева – это некий упорядоченный хаос. Словно побывал человек на свалке, собрал металлические стружки и обрезки металла и перемешал их. Смотришь – голова кружится, так что стул как раз кстати!
Сидишь вот так и думаешь: «И что художник хотел сказать? И кому это нужно?» Наверное, художнику самому эти вопросы спокойно жить не дают. А где можно спокойно подумать о вечном? Да там, где нет людей и совсем близко звезды. С рюкзаком отправляется художник на Иремель, на Большую Суку, где тишина, где леший бродит, где космические тарелки летают. Здесь, как ни странно, на трезвую голову приходят необычные образы, которые отражаются на холсте. Краски – кровь художника. Но если кровь имеет всего четыре группы, то красок – тьма. Было время, когда Игорь Николаевич использовал для этих красок известный растворитель под названием «текила». Какое-то время (сужу по себе) это стимулирует и значительно расширяет мирские границы. Но потом фокус начинает резко сужаться. Вот тогда нужно резко прекращать! Пришлось Берсеневу отказаться от даров солнечной агавы, на что его наставник с сожалением отметил: «Зря!»
Когда Игорь возвращается из леса, то, как обычный человек, зависает в соцсетях. Здесь и познакомился с художником из Англии, который стал его гуру. Работы Берсенева, как я уже говорил, напоминали упорядоченный хаос. Наставник сказал, что все в мире начиналось с хаоса, а сегодняшние работы Берсенева – это путь к свету. И предложил художнику (стойте, не падайте!) отковать меч воинов света! С чего это, спрашивается, ему это в голову взбрело, с какого, как говорится, бодуна?
А все не так просто! Игорь – внук известного златоустовского художника-гравера Геннадия Михайловича Берсенева. Художник расписывал золотом шашки и сабли, которые дарили на юбилеи советским партийным вождям и полководцам. Приходилось Берсеневу-деду гравировать и меч министру обороны СССР маршалу Андрею Антоновичу Гречко, и саблю для генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. И вот факт, доселе никому не известный, – Геннадий Михайлович делал меч и какие-то другие вещи масонам! Можно считать это мистикой, но какой-то загадочный клинок все время всплывал в голове Игоря, художника, который никогда по стопам деда не ходил, да и не собирался!
На фестивале кузнецов познакомился Игорь Берсенев с товарищем не очень презентабельного вида. Простой такой русский мужичок, Андрюха. Ну и что? Прост был Левша, а блоху подковал! Предложил ему наш художник отковать меч воинов света, на что Андрюха Черепанов спокойно, как будто всю жизнь такие мечи ладил, ответил: «А что… откую». Берсенев заготовку булата уже имел. Дело осталось за эскизом. Думал, что Андрюха меч откует, дочь клинок золотом распишет, а зять – камнями украсит. На что гуру ответил, что клинок Берсенев должен ковать сам! А заодно предложил художнику привезти свои работы на выставку в Монако. И вот здесь началась действительно мистика.
Сказка-то только начинается! Стал выяснять Игорь Берсенев: это каким таким масонам дед оружие расписывал? И обнаружил, что следы ведут… в Монако! В лесу, в горах, местах таинственных и загадочных, нетрудно заблудиться в дебрях собственного сознания. Здесь может причудиться всякое. Но это жизнь. И меч воинов света может стать вполне реальной вещью.
Хотя самому, честно говоря, верится с трудом… Я все-таки не художник.
Фото: Фото из архива Игоря Берсенева