В Институте мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН) 3 июля состоялся семинар «Государственная поддержка добычи нефти и газа», который прошел в рамках форума «Нефтегазовый диалог» при участии ведущих российских и иностранных экспертов в области энергетики и экологии.
Ключевым моментом семинара стала презентация доклада о масштабах государственной поддержки в нефтегазовом секторе в России на примере проектов «Приразломное» и «Ямал СПГ». Документ подготовлен Sigra Group по заказу Международного института устойчивого развития (IISD) при поддержке WWF России.
Составители доклада отметили, что к выявленным каналам господдержки нефтегазодобычи в России относятся госинвестиции в разведку и строительство инфраструктуры, налоговые льготы (пониженные ставки налога на добычу полезных ископаемых, экспортной пошлины, имущественного и некоторых других налогов), покрытие экологических рисков и прочее.
Анализ проекта «Ямал СПГ» показал, что без налоговых преференций проект просто не являлся бы экономически привлекательным.
Как сообщает Kommersant.ru, анализ выгод и издержек от реализации арктических нефтегазовых проектов для общества продемонстрировал, что наличие первых в чистом виде как минимум сомнительно. Доля государства в чистом денежном потоке «Ямал СПГ» составляет 24%, а чистая дисконтированная стоимость налоговых поступлений – $4,35 миллиарда, что не покрывает $5,75 миллиарда потраченных государством на строительство инфраструктуры. Запуска других проектов, которые могли бы окупить эти издержки без дополнительных вливаний из бюджета не предполагается.
На пике занятости проекты «Приразломное» и «Ямал СПГ» создали 9,5 тысяч рабочих мест, однако «значительная доля поставщиков, особенно для "Ямал-СПГ", – иностранные компании», и ожидать значительного мультипликативного эффекта для местных экономик от реализации проектов сложно. Вместе с тем они несут существенные экологические риски, в случае реализации которых основная часть затрат ляжет на государство и местные сообщества.
Аналитики делают вывод, что оба проекта после уплаты налогов были бы убыточны при действующей в РФ системе налогообложения (когда облагается не прибыль, а доход), но «исправляющие» налоговые льготы и другие меры господдержки не следуют системным критериям, а применяются к статусным проектам.