Каждый год жители бескрайней тундры Ямала преодолевают сотни километров, чтобы вместе собраться на Дне оленевода. Для коренных жителей Севера — это не просто повод встретиться, но и возможность рассказать о своей культуре тысячам туристов, которые прилетают в Салехард. Журналисты 72.RU слетали в столицу ЯНАО, чтобы присоединиться к главному празднику северных кочевников, попробовать местную кухню и немного замерзнуть.
Далекий Салехард
Добраться из Тюмени до Салехарда можно на самолете — время в пути чуть больше полутора часов. При посадке за бортом белое безмолвие. Наверное, об этом рассказывал Джек Лондон в своих книгах. В самолете мы познакомились с Анастасией — жительницей Екатеринбурга, работающей в аэропорту Кольцово, которая намеренно полетела на День оленевода в Салехард. В поездку девушка взяла болоньевые штаны, потому что знала, что на Севере весна еще не наступила, там очень холодно. Как позже оказалось, она всё правильно сделала.
Оказалось, что желающих увидеть праздник коренных народов много, а билеты до Салехарда достать очень сложно. Если постараться, то можно найти специальные предложения, позволяющие за очень низкий ценник слетать в столицу ЯНАО. Так и поступила Анастасия. Особые трудности с билетами возникли в этом году еще и потому, что по какой-то причине на празднике все ожидали увидеть президента РФ Владимира Путина. В январе его пригласил на действо местный оленевод, глава государства пообещал, что приедет, но не уточнил, когда.
Салехард встретил нас ослепительно белым снегом. Маленький чум у здания аэропорта терялся в утреннем тумане, за которым не было видно город. Дымок из чума подымался в будто отполированное небо, которое казалось немного ниже, чем в Тюмени. Столица Ямала — это небольшой город. Здесь живет около 50 тысяч человек, в том числе вся ямальская правительственная верхушка. Салехард держит титул столицы из-за своего возраста — это самый старый город округа. Со старым соседом — Тюменью, основанной в 1586 году, — разница в возрасте всего 9 лет.
Место встречи оленеводов
Салехард омывает сразу три реки — Преображенка, Полуй и Полябта. На берегу последней и состоялось главное торжество оленеводов.
Центр любого народного праздника — это, конечно же, ярмарка. Она первой встретила нас. Кто-то разложил товар на столах, а кто-то использовал огромную глыбу снега, вырезанную прямоугольником. Торговцы в национальной одежде тащили мешки на санях, в которых слоями лежали оленьи шкуры.
Здесь продавали буквально всё, что вздумается: от пимов (обувь ненцев) до манго. Спросите, откуда манго? Экзотические фрукты, вероятно, привезли для кочевников, так как у них другой возможности приобрести их больше не будет. Хотя, будем честны, никакое заморское манго не сравнится со вкусом спелой морошки. Ее продавали замороженную. Из этих ягод, вероятно, родственников малины, получаются отличное варенье и настойки.
Конечно, у туристов вызывает больше интереса диковинки национального колорита. Один мужчина купил настоящий бубен. Позже мы его встретили в аэропорту Тюмени, когда он забирал багаж. Бубен катился на ленте вместе с другими сумками пассажиров.
На праздник приехали оленеводы со всего региона семьями. Все одеты в народную и очень красивую одежду. Мужская одежда называется малица, а женская — ягушка. Она обязательно украшена национальными орнаментами, и у каждой семьи они особенные.
Забавно выглядят дети ненцев. Малыши из-за верхней одежды не могут сложить руки по бокам, поэтому они расставлены как у морской звезды. Самых маленьких катают на санях — такие колобочки.
Скажем честно, на берегу реки гулять подолгу было тяжело. Сильный ветер и 25-градусный мороз не щадили никого, кроме самих кочевников. По ним не было видно, что они хоть чуточку замерзли. Горячий народ! Хотя на Севере любят говорить, что не мерзнет не тот, кто северянин, а тот, кто тепло одевается.
Журналистам 72.RU пришлось надеть на себя всю одежду, которая была, но она особо не помогала, поэтому мы ходили греться в многочисленные гостевые чумы, где всех желающих угощали чаем и супом. А в арт-чуме научили делать оберег в виде вороны — у ненцев это почитаемая птица. Даже есть отдельный праздник — День ворона.
Нейрочум и уха
Современных ненцев нельзя назвать народом, который сторонится технологий. Да, они сохраняют кочевой образ жизни и традиции, но и не прочь использовать блага цивилизации. Например, как рассказали в компании «Ростелеком», кочевники пользуются их интернетом. Несколько лет назад с ним в тундре были проблемы, а теперь связь ловит. Оленеводы устанавливают себе видеонаблюдение, чтобы следить за стадами.
— Находясь в Салехарде, оленеводы смотрят, всё ли в порядке у них со стадом, — рассказывает Александр Сбитнев, заместитель директора по работе с массовым сегментом Ямало-Ненецкого филиала компании.
В прошлые годы гостей праздника удивляли «киберчумами», где ненцы играли в видеоигры. Теперь тренды пошли дальше — «нейрочум». С помощью нейросетей для гостей создавали забавные фотографии с ямальским колоритом, которые распечатывали на месте. Ненцы семьями приходили в такой чум, чтобы сделать фото. Нейросеть научили делать фотографии в национальной одежде с медведями, волками и мамонтами. С последними искусственный интеллект иногда хулиганил — то бивень на лоб поставит, то вообще превратит древнее животное в огромный меховой комок. От этого картинки получались еще смешнее.
Пока ненцы делали себе креативные фото с помощью нейросетей, ямальский фуд-блогер Джафар Саитов готовил гостям авторскую уху и любимое блюдо северян — строганину из щекура. Во время готовки печь чума так сильно раскочегарили, что внутри у гостей пот лился ручьем. Журналистам приходилось присаживаться у входа, чтобы охладиться. В этом и странность устройства чума — вверху жарко, внизу холодно. Сами ненцы говорят, что у них не принято разгонять жару. Они любят, когда попрохладнее.
За пределами нейрочума слышались громкие крики зазывалы. Там тоже продавали строганину, но ее уже на глазах у зрителей делал настоящий оленевод. Мужчина привез полные нарты (сани. — Прим. ред.) рыбы и большим ножом нарезал тонкие кусочки. Цена такого удовольствия солидная — небольшой пакет строганины стоил 1500 рублей.
Чем в это время заняты мальчики
К середине дня людей на празднике становилось всё больше и больше. Ненцы со всего округа едут на День оленевода не только для развлечений, но и для участия в соревнованиях. Лучшие наездники на оленях гоняют на нартах, поднимая в воздух снег и лед. Ветер на берегу сильный, поэтому стойкости мужчин-гонщиков можно только позавидовать. В этом году их заезды комментировал Дмитрий Губерниев.
На «ледяном татами» перетягивали палку, слышались возгласы и крики болельщиков. Десяток мужчин в разноцветных малицах наблюдали, как спортсмены выясняли, кто сильнее. Как это происходит? Двое мужчин садятся напротив друг друга, упираются ногами в доску, хватаются руками за палку и тянут каждый в свою сторону. Тот, кто отпустил палку или улетел на сторону соперника, проиграл. Борьба идет несколько секунд, а бывает, затягивается на пару минут. В это время болельщики с телефонами в руках ловили каждое мгновение этой напряженной борьбы.
Несмотря на обилие на рынке теплых пуховиков и курток, коренные жители Ямала не отказываются от своих традиционных нарядов. Они считают, что ничто не даст столько тепла, как малица из оленьего меха и шкуры. Хорошая одежда — это не только прихоть, но и способ выживания в суровых реалиях Севера. Олень для ямальца — это еда, кров, инструменты и одежда.
Суровы порядки и в чуме. Женщине нельзя заходить за него, где стоит священная нарта. Только женщина занимается сбором чума и у нее свои нарты, а у мужчины свои. Прикасаться к некоторым священным предметам нельзя. Здесь интересно наблюдать, как русская культура влилась в ненецкую и нашла там свое место. Оленеводы при встрече здороваются с помощью рукопожатия, как и европейцы, любят сидеть в телефонах, а в каждом чуме можно встретить икону Николая Чудотворца. Этот православный святой смог занять свое место в пантеоне традиционных богов ямальцев.
Холод, конечно, обязательная часть Дня оленевода. На юге России уже наступает весна, а тут ей даже не пахнет. На Севере всё начинается позже.
Набегавшись по чумам и ярмарке, напившись чая, чтобы согреться, наевшись строганины, мы покинули праздник. Для сотен прибывших оленеводов день еще не заканчивался. Впереди у них были новые соревнования и состязания.