Недвижимость ДомЭксперт Домострой Николай Кошман, президент Ассоциации строителей России: «Во второй половине года цены на жилье опять начнут расти»

Николай Кошман, президент Ассоциации строителей России: «Во второй половине года цены на жилье опять начнут расти»

" src=

Строительное бизнес-сообщество ищет новые пути вывода отрасли из кризиса. Не так давно свою антикризисную стратегию предложила Ассоциация строителей России. Заморозить тарифы монополистов, сдержать цены на землю, спасти в первую очередь крупнейшие компании страны – это лишь часть тех мер, которые, по мнению АСР, должны помочь строителям встать на ноги. Президент Ассоциации строителей России Николай Кошман рассказал нашему сайту о некоторых деталях антикризисной программы.

Николай Павлович, строительную отрасль принято считать локомотивом экономики. В каком состоянии этот «локомотив» находится сейчас?

– Действительно, строительство – это та отрасль, которая тянет за собой всю экономику. Строительная отрасль попала под жесткий прессинг финансового кризиса, причем никаких «подушек безопасности» мы, к сожалению, не видим. Нам известны примеры многих кризисов, произошедших в мире. Самое серьезное потрясение, конечно, – это 30-е годы в Америке, в Германии, и в критической ситуации там начали заниматься прежде всего строительством дорог, формированием инфраструктуры. И сегодня у нас есть пример Китая, который развернул всех своих строителей на северо-восток – строить автомобильные и железные дороги. Это все логичные и действенные антикризисные меры.

Насколько мне известно, у АСР есть свои предложения по выходу отрасли из кризиса. Расскажите о них подробней.

– Первое, что нужно сделать и с чем согласилось правительство, – это сберечь те крупные компании, которые имеют большой объем строительства и которые привлекают частных инвесторов. В первую очередь я говорю о фирмах, чьи ежегодные объемы строительства жилья составляют по 500-800 тысяч квадратных метров. У нас около десятка таких компаний, причем до 80-85 процентов средств на строительство они берут именно у дольщиков. Если допустить, что эти фирмы обанкротятся или будут арестованы их счета, остановлено производство, то это будет означать, что десятки, а может, и сотни тысяч наших людей окажутся в подвешенном состоянии.

Мы уже проходили 2003–2004 годы, когда многие занимались нечистым ремеслом и могли одну квартиру продавать по два-четыре раза, объявлять демпинговые цены, а потом исчезать. Половину таких, конечно, уже переловили. Но сейчас обстановка другая, и виноватого здесь нет. Даже порядочный строитель, взявший деньги у частных инвесторов и зарегистрировавший договоры купли-продажи, находится в тяжелом положении.

Хорошо, предположим, эти «строительные монстры» получат некую господдержку. А что делать малому и среднему бизнесу?

– Есть несколько вариантов. Надо либо объединяться двум-трем фирмам в одну, либо вливаться в чью-то компанию. Или же серьезно работать над тем, чтобы строитель оставался надежным партнером для банка и кредитовался бы в полном объеме.

То есть на поддержку от государства небольшим фирмам рассчитывать, по сути, не приходится?

– Я думаю, что пока – и это может прозвучать кощунственно – на первом этапе мы должны поддержать именно крупные компании. Если, не дай Бог, с ними что-то случится, то десятки тысяч семей остаются за бортом.

Очевидно, что взять кредит строителю сегодня почти нереально. Эксперты ссылаются либо на «драконовские» ставки, либо на то, что деньги, направляемые на поддержку строителям, оседают в банках. Как вы расцениваете ситуацию?

– Я бы не стал говорить, что деньги до строителей совсем не доходят. Конечно, сейчас уже открылся маленький финансовый ручеек, и наши фирмы берут кредиты. Правда под довольно высокие проценты – до 20%, но строители вынуждены кредитоваться, чтобы выполнить свои обязательства перед дольщиками.

Какие еще шаги предложила АСР в рамках антикризисной программы?

– Сегодня надо отбросить мысли о строительстве жилья бизнес-класса или «элиток». На первом месте – эконом-класс, социальное и малоэтажное жилье. Поэтому я полагаю, что как только от государства поступят реальные деньги на строительную сферу, мы сможем подсказать и разобраться, как их использовать. Я бы, например, в первую очередь решил вопросы инженерной инфраструктуры на площадках, которые должны быть подготовлены к строительству.

Считаю, что на этот кризисный период должны быть заморожены тарифы на услуги монополистов, то есть стоимость присоединения к сетям. Также нужно решать вопрос с получением разрешений на строительство, которое в нашем понимании должно иметь срок не более шести месяцев, а не 2,5 года, как сегодня. Еще один шаг – это открытие шлагбаума для негосударственной экспертизы. Для больших и средних компаний нужно продлить инвестиционный контракт еще на год. Ведь ясно, что за 12 месяцев строители не могут решить все свои проблемы. Мы также настаиваем на отсрочке выплат за аренду земли и по другим платежам на срок до трех лет. То есть строительный бизнес должен почувствовать поддержку государства в плане того, что все направлено на уменьшение себестоимости квадратного метра. Все эти инициативы уже сформулированы в единую программу и лоббируются на федеральном уровне.

Еще одна наболевшая тема – создание СРО. Темпы формирования таких профобъединений очень низки...

– Создание СРО – это процесс, который назрел. Количество строительных компаний, имеющих лицензии, называется разное – 240, 260, 300 тысяч по России. Фактически на рынке работает только 20-25%. Ясно, что лицензионщики, выдавая лицензии строительным компаниям, имели только одну цель – собрать деньги как можно больше и на этом все закончить. Поэтому создалось впечатление, что этот путь ничего, кроме вреда, не приносит. И приняли закон о СРО. Какие цели имеет закон? Первое – это «просеять» все компании через сито определенных критериев. Ну и во-вторых, сформировать систему контроля строителей за своей деятельностью. Скажем, если я как застройщик просчитался и не могу решить все задачи, то в СРО идет коллективная ответственность: один за всех и все за одного. Тогда принимается решение советом СРО о выделении денег на достройку дома за счет средств компенсационного фонда. Я достраиваю дом и возвращаю взятые деньги назад.

Мы идем по пути создания координационного совета. Компания, которая хочет вступить в СРО, бесплатно получает всю интересующую информацию. Мы проверяем фирму, рекомендуем оформить свое членство в СРО и даем соответствующее заключение в Ростехнадзор. Слышал, что на Южном Урале началась торговля консультациями, за которые берут по 100 тысяч. Я буду разбираться с этими противозаконными действиями.

Минрегион поднял цену квадратного метра для того, чтобы выкупать жилье под соцпрограммы по более приемлемым для строителей расценкам. В среднем, стоимость «квадрата» поднялась на 10 процентов. Как вы считаете, это достаточная сумма, чтобы оживить торги?

– У меня своя позиция к этому федеральному закону и к торгам. У нас, к сожалению, торги ведут или к дикому демпингу, или к дикой цене, которая оказывается неподъемной для подавляющего большинства участвующих в торгах компаний. Золотой середины тут я не знаю.

Некоторые рассматривают действия государства как «вымывание» с рынка жилья эконом-класса, которое еще неизвестно когда будет построено.

– Можно рассматривать эти действия по-разному. Принципиально вопрос по поднятой проблеме не одинаков для каждого региона. Здесь надо подходить индивидуально для того, чтобы хотя бы в какой-то степени правильно решать проблемные вопросы. Я думаю, это какая-то переходная модель, чтобы оказать помощь строительному комплексу того или иного региона.

Николай Павлович, на ваш взгляд, чего ожидать от цен на недвижимость?

– Спрос на жилье никуда не делся, более того, он растет. Прогнозирую, что в связи с этим цены на жилье во второй половине года начнут расти, ведь наряду с ростом спроса объем строительства падает. Например, в Челябинской области за первый квартал он упал на 38%. а далее будет еще большее падение. По прогнозам Минрегиона, в целом по стране мы упадем на 20 миллионов квадратных метров.

В целом, есть ли на строительном рынке какое-либо «потепление»?

– Ситуация очень неоднозначна, пока еще идет некое отрезвление после рекордных темпов строительства и такого стремительного падения. Я знаю, что в нескольких регионах рынок начинает потихоньку просыпаться. Это прежде всего юг страны, Центральный Федеральный округ, Северо-Запад. Основное направление сегодня – это бюджетные стройки, жилье для силовых структур, строительство для людей, которые работают на Крайнем Севере или участвуют в программе «Молодая семья». Не будем забывать и о бюджетных стройках, где есть реальные деньги: это и Олимпийская стройка в Сочи, и подготовка к саммиту во Владивостоке, и Универсиада в Казани. Нужно сказать, что итоги этого года будут еще более отрезвляющими для всех.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Джек Воробей на минималках: почему фильм «Огниво» совсем не огонь
Анонимное мнение
Мнение
«Мечта жены о Мальдивах останется мечтой». Семья живет на 130 тысяч рублей — хватает ли этого
Анонимное мнение
Мнение
«Многим девушкам тут нравится»: как россиянка работает в стрип-клубе — откровенная история
Анонимное мнение
Мнение
«Придется снижать цены»: миллиардер — о том, что ждет рынок недвижимости в 2025 году
Анонимное мнение
Мнение
«Кринжануть, так с рофлом»: журналист изучил язык современных подростков — личный опыт автора
Сергей Уланов
Видеопродюсер NGS.RU
Рекомендуем
Объявления