Немцы есть немцы. Они измеряют объем багажника одинаковыми параллелепипедами размерами 50х100х200 мм объемом ровно один литр. Американцы – с помощью стандартного набора чемоданов и сумок для гольфа, причем, последняя должна вмещать, внимание, два «вуда», четыре «айрона», один «путтер» (это все типы клюшек), обувь и три мячика для гольфа. Нет, если бы так измеряли багажник какого-нибудь Mercedes-Benz SLS журналисты, я бы оценил идею, но когда «вуды» и «айроны» внесены в национальный стандарт J1100, это вызывает высокомерную европейскую ухмылку. Житель Аляски, быть может, мечтает измерять объем багажника в клюшках для хоккея, а какой-нибудь кент из Нью-Йорка – в айфонах. Но нет – стандарт есть стандарт: два «вуда» и четыре «айрона».
Разница в менталитете налицо. Европейский метод (VDA), которым мы чаще всего и пользуемся, прост и линеен, как военный штык. Объем параллелепипеда – один литр. Сколько параллелепипедов вошло – такой и объем. ВCitroen C4, для примера, входит 408.
Но у американцев своя правда (метод SAE). Конечный объем они тоже получают в литрах (или кубических футах), просто заполняют багажник не абстрактными кубиками, а набором грузов, в который входит большой чемодан (229х483х610 мм), женская сумка (165х330х457), женский чемодан (229х406х660) и так далее, включая пресловутую сумку для гольфа. Последняя, кстати, описана довольно подробно, имеет податливые и жесткие зоны, а также карманы.
Фактически речь о тех же кубиках, но более приближенных к реальным предметам, ведь на самом деле вы не будете грузить багажник литровыми параллелепипедами. Если европейцы ищут такое расположение «кубиков», при котором объем максимальный, то американцы упаковывают свой дорожный набор в определенной последовательности, а когда все семь предметов вошли, в ход идут боксы поменьше (152 х 114 х 325). Для больших багажников может быть использовано два дорожных набора. В общем, методика путаная, и нам, людям с классическим образованием, не вполне понятная, зато в ряде случаев более адекватная.
Получается, что прочих равных багажник по SAE должен быть меньше, чем по VDA, ведь европейские малоразмерные «кубики» легче затекают в узкие места багажных отсеков. Для Hyundai i40, к примеру, значения такие – 420 л (SAE) и 485 л (VDA). Так что, метод SAE – более точный? Для седанов – да.
Но проблема ровно в том, что для пятидверных кузовов расчет ведется по примитивной формуле «длина х ширина х высота». Причем для универсалов – по потолок салона, для хетчей – по верхнюю часть спинок передних сидений при сложенных задних! Поэтому объем багажника по SAE для пятидверок получается всегда больше, чем по VDA:допустим, для хетча Ford Mondeo результаты такие: 816 (SAE) и 540 (VDA). С практической точки зрения американский метод неудобен: мы ведь чаще используем багажник хетча при пятиместном салоне, а универсалы и кроссоверы редко грузим по потолок. Поэтому, когда я вижу в технических характеристиках слишком щедрое значение объема, первым делом проверяю, не ошиблись ли авторы статьи с методом измерения.
С системой VDA проще: хетчи и универсалы измеряются при установленных задних сиденьях по высоту багажной полки (или линию окон): эти цифры чаще всего и указываются в технических характеристиках. А отдельное измерение посвящено объему при сложенных задних сиденьях, причем по потолок. Эта величина чаще всего указывается в скобках, например, для Volkwagen Golf VI – 350 (1305).
Пожалуй, единственное неудобство метод VDA создает для семи- и восьмиместных машин, для которых объем багажника измеряется в состоянии максимальной пассажировместимости, отчего литраж Toyota Land Cruiser Prado получается в три раза меньше, чем у Kia Picanto.
Получается, что в целом объем багажника по VDA – величина вполне объективная, воспроизводимая, но не дающая исчерпывающего представления о вместимости багажника. На что еще обращать внимание?
На погрузочную высоту и особенно – на размеры проема. Допустим, седан Ford Focus имеет широкий, длинный, но невысокий багажник и соответствующий проем, поэтому впихнуть в него крупногабарит можно не всегда. В противовес этому Skoda Octavia с кузовом типа лифтбэк позволяет грузить вещи почти вертикально.
Не очень удобны багажники, вытянутые в высоту: у них меньше погрузочная площадь, поэтому иной раз приходится наваливать вещи друг на друга (пример – Kia Soul). Но и слишком большая погрузочная площадь при заданном объеме имеет изъян: багажник получается очень вытянутым, что осложняет доступ к его глубинам (пример – тот же Focus 4d или Nissan Teana).
Имеет значение и форма отсека: иногда он ровный, что облегчает погрузку и позволяет распределить вещи максимально эффективно. Иногда форма настолько сложная, что как ни грузи – остаются пустоты.
У седанов петли багажника могут быть вдвижными, съедая часть полезного объема, или более сложными, многорычажными. В последнем случае можно грузить отсек по крышку. Интересно, что более примитивная схема с вдвижными петлями иногда встречается и на дорогих машинах (Lexus ES, Toyota Camry), а более сложная – на доступных (Peugeot 408).
На объем багажника часто влияет запасное колесо, потому что требуемый для него объем – примерно 100 литров. У многих внедорожников и кроссоверов оно вынесено под пол автомобиля: с точки зрения багажника это всегда плюс, но лично я не очень люблю эту схему за чумазость запаски.
Иногда европейские версии автомобиля имеют докатки, но для России устанавливают полноразмерную запаску и объем багажника уменьшается (примерно на 50 литров). Поэтому не всегда технические характеристики англоязычных сайтов совпадают с русскоязычными, даже если используется одна система VDA.
Стоит обратить внимание и на схему складывания спинок задних сидений. Чаще всего для этого достаточно потянуть за специальные ручки, и спинки упадут вперед. У некоторых машин нужно предварительно откинуть вперед подушки задних сидений, и в этом случае пол обычно получается более ровным.
Иногда при складывании спинок образуется ступенька, чаще вверх, но бывает и вниз. Иногда наличие ступеньки определяется как раз тем, докатка ли находится под полом или нормальная запаска. Некоторые производители, чтобы выровнять пол, устанавливают проставки-органайзеры, как у нового Kia Cee’d. Еще больше мне нравится схема Peugeot 3008 – здесь пол имеет три уровня.
Ряд автомобилей позволяет вообще демонтировать задний ряд сидений, например, Skoda Roomster. А для лыжников некоторые модели предлагают лючок в спинке задних сидений (он же удобен для пользования багажником прямо в дороге).
Ну и напоследок мое личное соображение о том, какой кузов лучше. Конечно, самый практичный из всех – это универсал, но на второе место я бы поставил хетчбэк. В пятиместном состоянии его багажник меньше, чем у аналогичного седана, но в повседневных поездках обычно и не требуется многого. Зато при переезде или покупке картины хетч стократ переиграет седан по практичности. Правило, конечно, не универсальное, но в большинстве случаев – как-то так.
Фото: Фото автора и производителей