Владельцам банковских карт, потерявшим деньги по вине мошенников, будет сложнее их вернуть. Банкиры могут обязать клиентов самим доказывать свою непричастность к пропаже средств. Такие поправки в Гражданский кодекс обсуждаются в экспертном совете Государственной Думы, передает Bfm.ru.
Из текста поправок следует, что банк сможет не возмещать убытки, если клиент нарушил порядок использования карты. Владельцам предстоит доказать, что карточка была украдена, либо предоставить алиби, доказывающее, что в месте проведения платежа клиента не было.
Сейчас бремя доказательства лежит на банках. Перекладывать его на держателей карт неправильно, считает автор книги «История банковских карт в России» Олег Никульшин. «Клиент не должен доказывать, что это произошло не по его вине. Это все равно, что заставить необразованного человека разбираться в тонкостях законодательства. Мне кажется, что перенос ответственности на потребителя – инициатива достаточно сомнительная, причем во всех смыслах», – считает он.
В Интернете можно найти много жалоб на банки, которые не возмещают потерянные средства. Кредитные организации ссылаются на недобросовестность клиентов и рекомендуют обращаться в полицию. Эксперты констатируют, что доказать непричастность трудно, поскольку нет единой методики по выявлению вины.
Второй же пакет поправок направлен уже на защиту клиентов. Авторы предлагают банкам возмещать всю сумму спорной транзакции. Вне зависимости от наличия виновных действий владельца. Банкиры не согласны и готовят свои поправки. Еще одно предложение участников рынка – уменьшить размер убытков, взыскиваемых с банка. Это произойдет, если мошенничество стало следствием «грубой неосторожности клиента». В чем именно может заключаться неосторожность, в документе не поясняется.