Доля кредитных заявок с подозрением на мошенничество за год выросла вдвое: по итогам 9 месяцев 2015 года она превысила 2% от общего числа заявок (1% за аналогичный период 2014 года), посчитали в Объединенном кредитном бюро (ОКБ). Почти 100% организованных мошеннических атак происходят с использованием «подставных» телефонных номеров. Как отмечают в бюро, кредитное мошенничество – отдельный «бизнес», участники которого стараются сократить свои расходы, используя одни и те же телефоны и документы для атаки в нескольких кредитных организациях. Но выявить цепочки мошенников на стороне одного банка крайне сложно, так как подозрительные данные не используются дважды в атаках на один и тот же банк. Поэтому формируются «кластеры негативного поведения» – сервисы, аккумулирующие данные от крупнейших участников рынка, пишет «Российская газета».
«Анализ совершенных попыток/хищений кредитных средств в 2014-2015 годах показал: для получения кредитов мошенническим путем использовались наиболее «уязвимые» продукты – потребительские кредиты, – рассказал директор департамента экономической и информационной защиты бизнеса Росгосстрах Банка Артем Гонта. – В период активного потребительского кредитования значительная доля мошеннических действий выявлялась на этапе подачи заявок. Способ совершения клиентом подобных мошеннических действий был прост: это предоставление подложного документа, ложных данных». В этом году, по словам эксперта, количество мошеннических действий, связанных с кредитованием физлиц, значительно снизилось. Это объясняется изменением продуктового ряда, снижением темпов «тотального» кредитования всех желающих, ужесточением требований к заемщикам. «На этом фоне вектор кредитных мошенничеств начал перемещаться в сторону малого и среднего бизнеса, – добавил Гонта. – Мошенники начинают "прорабатывать" и запускать пробные схемы хищения кредитных средств и в этом сегменте рынка».