Ямал вновь привлек к себе внимание Москвы. И не только заявлением губернатора Юрия Неелова о необходимости повышения статуса субъекта, но и рядом экономических проектов, дающих ЯНАО независимость от рентных платежей. Отношения Ямало-Ненецкого автономного округа с федеральной властью в свете новых обстоятельств комментирует
УралПолит.Ru
вице-губернатор округа Иосиф Левинзон…
- Иосиф Липатьевич, как вы оцениваете теперешнее состояние экономики региона?
- Все предыдущие годы мы очень серьезно занимались созданием условий для эффективной работы нефтегазового комплекса и немало сделали в этом направлении. Совместными усилиями с «Газпромом», предприятиями так называемого малого ТЭКа нам удалось в значительной мере стабилизировать уровень добычи газа. А по нефти все без исключения компании дали в минувшем году значительный прирост добычи. Почти на четверть увеличила объемы производства компания «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз». Акционерное общество «Пурнефтегаз» извлекло из недр десять миллионов тонн нефти. Это очень приличный уровень. В целом, по жидким углеводородам Ямал вышел на рубеж 35-36 миллионов тонн в год. А в перспективе для нас вполне достижим уровень и в 60 миллионов тонн.
Однако, мы не можем делать ставку только на недра. Учитывая то, что большая часть налогов за недропользование переместилась в сторону федерального центра, округу необходимо искать новые источники поступлений в бюджет. Одним из таких источников может стать реализация проектов, связанных с развитием ямальской энергетики. Сегодня девяносто процентов потребляемой в округе электроэнергии мы закупаем у «Тюменьэнерго». Это при том, что у нас колоссальные запасы низконапорного газа, который можно использовать в качестве топлива для производства собственной электроэнергии. Совместно с РАО ЕЭС, «Газпромом» сегодня мы изучаем эту проблему, и, я надеюсь, в 2003-2004 году мы достигнем уже каких-то практических результатов. Активно работаем и с Министерством путей сообщения России по вопросу достройки железной дороги Коротчаево–Новый Уренгой. Для этих целей необходимо будет создать совместную с МПС компанию. Деньги, зарабатываемые в округе, должны оставаться на нашей территории. Если нам удастся это осуществить, то можно будет говорить о частичной денежной компенсации тех налогов, которые округ сейчас перечисляет в федеральный центр.
Ямал неплохо прожил в финансовом плане 2002 год. Бюджет был исполнен с профицитом, то есть доходная часть превысила наши расходы. Надеюсь, что и бюджет этого года, который уже принят окружной Госдумой, позволит нам исправно финансировать все утвержденные программы. Давно канули в прошлое те времена, когда люди по полгода не получали заработную плату.
- В бюджете 2003 года отдельной строкой заложены расходы на поддержку коренных малочисленных народов Севера. Речь идет о каких-то дополнительных льготах?
- Нет. Мы хотим создать нормальные условия, прежде всего, для работы населения, занятого в традиционных отраслях, и оказавшегося в довольно сложных условиях при переходе агропрома на рыночные рельсы ведения хозяйства.
Ежегодно из окружного бюджета выделяются средства для создания в агропромышленном комплексе современной производственной базы. На рыбозаводах это – флот, морозильное оборудование, в совхозах – участки по переработке оленины. Недавно запустили в строй в поселке Яр–Сале современный мясоперерабатывающий комплекс. Планируем в 2003 году такой же комплекс построить в Тазовском. Когда у людей есть работа и зарплата, тогда они смело смотрят в завтра.
- Насколько эффективна сложившаяся на Ямале система недропользования?
- Мы действительно сделали в этом направлении немало. Чего стоит созданный в округе территориальный банк данных, не имеющий аналогов в стране! Ему дали очень высокую оценку и министр энергетики Игорь Юсуфов, и глава правительства Михаил Касьянов. В Тюмени работает мощнейший научно–аналитический центр в области недропользования. Он был создан при участии Ямало-Ненецкого автономного округа. В законодательном плане все вопросы отрегулированы. Мы прекрасно понимаем, на какой стадии разработки месторождений углеводородов мы находимся, и что нам надо делать. Проблема – в другом: не очень слаженно пока идет работа с Министерством природных ресурсов. Но я надеюсь, разум все же возобладает, и взаимодействие мы найдем.
- Недавно в Москве создана Правительственная комиссия по подготовке соглашения о разработке Комсомольского месторождения на условиях раздела продукции. От округа в нее кто-то вошел?
- Да, из восемнадцати членов комиссии шесть – представители Ямала. Это очень важно.
- А выгодно ли вообще Комсомольское разрабатывать на условиях соглашения о разделе продукции? Ведь оно – не самое сложное из месторождений округа?
- Сложное или нет, это – не принципиальный вопрос. Хотя там очень тяжелая нефть, – такая же, как на Русском месторождении. Важно то, что будет отражено в соглашении, насколько будут соблюдены интересы сторон. А для того, чтобы интересы округа были учтены, в комиссии работают наши представители.
- Как сказалась на геологоразведке отмена налоговых ставок на воспроизводство минерально-сырьевой базы?
- Очень тяжело. Мы считали и считаем, что это было неправильное решение. В свое время приватизация нефтегазового комплекса была проведена без оценки запасов углеводородов, подготовленных в предыдущие годы. Налоговая ставка должна была стать финансовой основой для работы геологоразведчиков. Отменив этот налог, мы, по сути, оставили геологов без ощутимой государственной поддержки. Чтобы вести прирост запасов нефти и газа, надо заново создавать действующий механизм финансирования геологии.
- Как в настоящее время развивается сотрудничество между министерствами, ведомствами и администрацией округа?
- Во время визита премьер-министра Михаила Касьянова в Салехард губернатор округа Юрий Неелов поставил перед ним очень много проблемных вопросов. Все они нашли поддержку и понимание со стороны главы правительства. В конце минувшего года с большой группой специалистов округа мы побывали в Москве, где в министерствах и ведомствах была продолжена проработка обозначенных проблем. Что характерно, к Ямалу стали прислушиваться. Очевидно, министры понимают, что решение стоящих перед округом задач пойдет на пользу не только нашей территории, но и всей стране. Кроме вопросов, касающихся традиционного для Ямала производства добычи нефти и газа, обсуждались перспективы разработки Полярного Урала, развития энергетики, строительства железных дорог и другие.
- На какой стадии находится принятие программы по комплексному освоению месторождений полуострова Ямал?
- По указанию премьер-министра эта работа ускорена, и в этом месяце программа уже должна будет обсуждаться на заседании правительства страны.
- Можно надеяться, что разработка Ямала будет вестись с учетом требований современной культуры производства? Прежде всего, население округа беспокоит вопрос экологии.
- Очень непростая задача. Ведь администрация округа является одним из разработчиков программы и, стало быть, несет ответственность за это наряду с Газпромом. Но, с другой стороны, нас далеко не во все тонкости проектов посвящают. И в этом сложность… Хотя, в любом случае, избежать влияния на природную среду при осуществлении такого глобального наступления на недра не удастся. Значит, надо ставить вопрос о том, чтобы это воздействие было минимальным. И на сей счет мы занимаем принципиальную позицию.
- Не скажется ли ограничение въезда иностранных граждан на территорию округа на нехватке рабочей силы для предприятий и организаций, которым предстоит обустраивать месторождение полуострова Ямал?
- Не скажется. Нам надо максимально использовать свои трудовые ресурсы. Ну, а если будут трудности, то примем соответствующие меры. Все – в наших силах.
REGIONS.RU