Основными претендентами на российскую нефть становятся Япония и Китай. Как считают аналитики из Wall Street Journal, об этом свидетельствует значительно возросшая в последние месяцы борьба между Пекином и Токио за право строительства нефтепровода от богатых западносибирских нефтяных месторождений на Ямале и в ХМАО в районы потребления. Так, японские специалисты подготовили и представили на рассмотрение российскому правительству проект постройки нефтепровода Ангарск-Находка длиной 4 тыс. километров и стоимостью в 5 млрд. долларов.
В свою очередь, китайские конкуренты предлагают построить нефтепровод стоимостью в 1,7 млрд. долларов из района Ангарска в китайский город Дацин. Оба проекта предполагают финансирование иностранными инвесторами. Крупнейшая китайская нефтяная компания «PetroChina Со» уже заявила о том, что нефтепровод в Дацин будет построен вне зависимости от мнения Японии.
Интересно, что японский премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми на саммите в Санкт-Петербурге уже мог получить неофициальные заявления от президента РФ Владимира Путина о том, что маршрут нефтепровода пойдет именно в Японию. Об этом свидетельствует заявление самого Путина, которое он сделал после саммита на последней пресс-конференции в Москве с региональными журналистами. Как ранее сообщал УралПолит.Ru, Владимир Путин заявил, что правительство РФ считает более привлекательным проект строительства нефтепровода Ангарск-Находка, в отличие от проекта Ангарск-Дацин (Китай). По мнению главы государства, при строительстве нефтепровода Ангарск-Находка можно будет создать ответвление в Китай, тем самым, обеспечив нефтью территорию всего Азиатский региона и пустить рядом с нефтепроводом газопровод.
Однако, по мнению Путина, реализация данного проекта вызывает вопрос о его экономической целесообразности. По мнению аналитиков, это заявление достаточно четко обозначило позицию Кремля в нефтяном вопросе. Бедная ресурсами Япония хотела бы получить доступ к относительно близкой российской нефти и более не зависеть от нестабильных поставок нефти с Ближнего Востока, которые составляют 88% всех поставляемых в Японию нефтепродуктов. Китай, стоящий перед перспективой истощения собственных нефтяных запасов, на фоне роста экономики ищет новые источники топливных ресурсов.
В Москве рассматривалась также возможность строительства сразу двух нефтепроводов. Однако, от этой идеи пришлось отказаться, поскольку первичная оценка запасов нефти в Сибири в 10 млрд. баррелей может оказаться значительно преувеличенной, а значит один или оба нефтепровода не будут использованы на полную мощность и могут даже не окупить себя. О том, что России ближе позиция Японии говорит еще и тот факт, что сегодня премьер-министр РФ Михаил Касьянов подписал распоряжение о принятии предложения МИДа России о подписании Меморандума между правительством РФ и правительством Японии о деятельности на территории России Японского центра по техническому содействию проводимым в РФ реформам. Как сообщили в департаменте правительственной информации, заместителю председателя правительства РФ Виктору Христенко уже поручено по достижении договоренности с японской стороной подписать от имени правительства РФ указанный Меморандум. Таким образом, все больше последних событий говорят о том, что в выборе между Китаем и Японией, Россия выбрала последнюю. Не исключено, что сделано это было из вполне прагматичных соображений. Так как Япония, страна, имеющая авторитет, подобный США и Великобритании в системе ВТО, может вспомнить о российской услуге, на переговорах о вступлении нашей страны во Всемирную Торговую Организацию.
REGIONS.RU